Бизнес
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2657 от 29.07.2010 под заголовком: Грузовики выезжают из кризиса

Рынок грузовой техники в России стремительно оживает

Рынок грузовой автомобильной техники, просевший в прошлом году в несколько раз, теперь оживает. Продажи LCV во II квартале 2010 г. выросли на 35%, а тяжелых грузовиков — более чем втрое

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия).

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах коммерческих автомобилей в России. Во II квартале 2010 г. продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) увеличились на 35% до 33 181 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером, как и раньше, осталась группа ГАЗ (17 876 машин, рост — на 36%). Ее доля рынка — 53,9%. Но продажи большинства ее конкурентов росли быстрее: УАЗа — на 55% до 5963 шт., а Fiat — на 141% до 3626 шт. Из топ-10 производителей LCV наибольший рост продаж — 261% — показала Iveco. Она смогла продать 321 автомобиль.

Основная причина роста продаж ГАЗа — запуск в начале этого года модели «Газель-бизнес». На нее сейчас приходится около 80% всех продаж «Газелей», говорит представитель компании Наталья Анисимова. Это усовершенствованная и более комфортная модификация автомобиля, при этом ее цена по сравнению с традиционной «Газелью» почти не росла, отмечает она. «Соллерс» постоянно расширяет число серийных модификаций Fiat Ducato в соответствии с потребностями клиентов, сейчас их 25. Это и позволяет наращивать продажи, говорит гендиректор «Турин-авто» (дистрибутор Fiat) Алексей Лихачев. Кроме того, Ducato по уровню качества и комфорта находится в той же нише, что и автомобили иностранных марок, при этом стоимость их ненамного выше российских аналогов, говорит он.

Помогла и программа утилизации. Группа ГАЗ продала по ней 3500 автомобилей, или почти 20%, отмечает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

Правда, произошло это во многом благодаря поддержке правительства Нижегородской области. Региональная программа утилизации распространяется и на юридические лица, а размер утилизационной премии по этой программе составляет 100 000 руб., говорит Матвеева. У «Соллерса» на долю программы утилизации пришлось лишь 3,5% продаж Fiat Ducato за первое полугодие, рассказывает Лихачев.

Некоторые производители показали даже худший результат, чем в прошлом году. Так, продажи коммерческих автомобилей Volkswagen снизились на 6% (1398 машин), Ford — на 43% до 1081 шт., а Nissan — на 49% до 245 шт. Из-за повышения пошлин новые коммерческие автомобили значительно подорожали. К тому же иена достаточно серьезно укрепилась к рублю, из-за чего автомобили стали менее доступны, говорит представитель Nissan Татьяна Натарова. Представитель Ford сказал лишь, что этот результат «соответствует планам и стратегии компании», представитель Volkswagen не смог прокомментировать падение продаж.

Продажи грузовиков росли еще быстрее, чем LCV. Объемы поставок среднетоннажных грузовиков массой 6-16 т увеличились на 133% до 1462 шт., лидерами стали Hyundai (862 машины, рост — на 171%) и Isuzu (432 машины, 85%). А продажи тяжелых грузовиков массой более 16 т, по данным АЕБ, выросли на 247% до 2752 шт. Лидером стала MAN, которая продала за квартал 880 машин (на 171% больше, чем годом ранее), а наибольшие темпы роста показали Iveco (627 автомобилей, рост — на 684%) и Mercedes-Benz (299 шт., рост — в 23 раза).

Правда, АЕБ не учитывает продажи грузовиков российских марок. «Камаз», по его данным, остается лидером рынка тяжелых грузовиков. В первом полугодии он продал 12 305 автомобилей, однако темпы роста у него ниже — 46,2%. Объем продаж «Камаза» и так велик, компания не может наращивать его в разы. Показатели зарубежных конкурентов вызваны эффектом низкой базы, отмечает представитель компании. Основной рост, по его словам, обеспечили розничные продажи.

«Урал» показал схожую динамику, говорит представитель группы ГАЗ, не называя конкретных цифр.

Рост объемов позволил «Камазу» получить прибыль. Согласно отчету Daimler за II квартал 2010 г. на его 15%-ную долю в «Камазе» пришелся 1 млн евро прибыли. То есть чистая прибыль «Камаза» за квартал могла составить 6,7 млн евро. Прибыль по РСБУ есть, но она «находится около нуля», рассказал «Ведомостям» сотрудник «Камаза». Представитель компании подтвердил, что автопроизводитель получил прибыль, но цифры не назвал.

Во II квартале MAN заключила договоры с несколькими крупными клиентами, что позволило резко увеличить продажи, говорит представитель компании Ирина Скворцова. Кроме того, у MAN на начало года были большие складские запасы, которые компания только недавно закончила распродавать. Поэтому когда весной спрос на грузовики начал расти, компания могла его удовлетворить, в то время как у некоторых конкурентов были проблемы с наличием машин, отмечает она. А вот скидками компания клиентов не завлекала, уверяет Скворцова.

Крупные клиенты помогли и Iveco — на операторов пассажирских перевозок и компании, занимающиеся перевозкой продуктов, пришлась основная часть продаж, говорит заместитель гендиректора российского представительства Iveco Ашот Асриянц. Компания предлагала клиентам скидки на автомобили, а также дополнительные бонусы — например, бесплатное техобслуживание, добавляет он. Кроме того, Iveco стимулировала и работу дилеров, начав выплачивать премии за объем продаж непосредственно сотрудникам дилеров, говорит Асриянц.

В прошлом году рынок коммерческого транспорта рухнул сильнее, чем легкового. Например, продажи тяжелых грузовиков сократились в пять раз, напоминает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, поэтому и рост в этом сегменте куда выше, чем в легковом. У покупателей появилась уверенность в будущем, соответственно, появился и спрос на новые автомобили, подкрепленный подешевевшими кредитами и лизинговыми предложениями, говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать