"Сибур" хочет создать холдинг, который будет выпускать две трети российских шин

«Сибуру» мало контроля над «Амтелом». Холдинг вынашивает еще более амбициозную идею – объединение с «Нижнекамскшиной»

«Сибур – русские шины»

Производитель шин. Акционеры: «Сибур холдинг» (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 20,1 млрд руб., чистый убыток – 659,6 млн руб.

«Нижнекамскшина»

Производитель шин. Акционеры: «Татнефть» (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 6,9 млрд руб., чистый убыток – 94,5 млн руб.

Сибур холдинг» и «Татнефть» обсуждают объединение шинных активов, рассказал гендиректор «Сибура – русских шин» Вадим Гуринов (см. стр. 05), пока решений нет. Представитель «Татнефти» подтвердил это, а за более подробными комментариями предложил обратиться в УК «Татнефть-нефтехим» (управляет «Нижнекамскшиной»). Там на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«Сибур – русские шины» и «Нижнекамскшина» – крупнейшие в России производители шин. В 2009 г. на долю «Сибура – русских шин», по его собственным данным, пришлась треть от всех выпущенных в России шин, доля «Нижнекамскшины» – 27%. «Сибур холдинг» контролирует почти всю кредиторскую задолженность «Амтела» (10% российских шин в 2009 г.) и намерен консолидировать активы банкрота, доля объединенной компании может достичь двух третей. В шинном бизнесе эффект масштаба играет большую роль, полагает аналитик «Ренессанс капитала» Марина Алексеенкова: даже при резких колебаниях цен на сырье цена на покрышки слишком сильно не скачет, поэтому чем крупнее компания, тем шире у нее возможности для маневра и больше шансов удержаться на плаву.

Объединенной компании проще противостоять натиску иностранцев. Мировые лидеры Nokian и Michelin открыли заводы в России в 2005 и 2007 гг. соответственно. В 2009 г. на их долю пришлось 26% всех произведенных в России шин. В 2011 г. завод в Липецке собирается запустить японская Yokohama. Итальянская Pirelli вместе с «Ростехнологиями» намерена строить шинный завод в Тольятти. По качеству российским производителям тяжело конкурировать с зарубежными игроками, подчеркивает Алексеенкова. Вместе «Сибур – русские шины» и «Нижнекамскшина» смогут вкладывать больше средств в новые разработки, уверен Гуринов, и борьба за российский рынок не единственная цель, единой компании проще завоевывать рынки других стран: СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока, Бразилии.

«Сибур – русские шины» и «Нижнекамскшина» экспортируют до 20% продукции, «Сибур – русские шины» – даже в такие страны, как Куба, Венесуэла, Эквадор. Трудно представить масштабную экспансию объединенной компании на какие-то иные рынки, кроме СНГ, некоторых стран Восточной Европы и Центральной Азии, сомневается Алексеенкова.

Как распределятся доли в объединенной компании, неясно. По масштабу соотношение «Нижнекамскшины» к «Сибуру – русским шинам» и «Амтелу» – 1 к 2, считает Алексеенкова, но первые две в 2009 г. были убыточны, а «Амтел» и вовсе будет после санации.