Бизнес
Бесплатный
Анастасия Дагаева|Наталья Костенко
Статья опубликована в № 2692 от 16.09.2010 под заголовком: Сумма двух морей

"Транснефть" и "Сумма капитал" взяли под контроль перевалку экспортной нефти

«Транснефть» и «Сумма капитал» Зиявудина Магомедова приобретают контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). С учетом уже имеющегося у них Приморского порта партнеры будут контролировать почти всю перевалку нефти на экспорт в европейской части России
Е.Стецко

Новороссийский морской торговый порт

Входит в пятерку крупнейших стивидоров Европы Грузооборот – 57,1 млн т (январь – август 2010 г.). Владельцы: 50,1% акций – у Kadina Ltd, 20% – у государства, 5% – у структур РЖД. Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – $675,06 млн, чистая прибыль – $252,2 млн.

О подготовке сделки вчера сообщил Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Она пройдет в два этапа. Сначала НМТП купит у «Транснефти» и «Суммы капитал» 100% ООО «Приморский торговый порт» (ПТП). А затем партнеры выкупят контрольный пакет самого НМТП, говорится в сообщении. Документы по сделке сторонами еще не согласованы. Предстоит провести совет директоров НМТП и получить одобрение обеих сделок Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями, сообщил порт.

Стоимость обеих сделок не раскрывается. Исходя из вчерашней капитализации НМТП контрольный пакет стоит $1,5 млрд. Оценить стоимость ПТП аналитики, опрошенные «Ведомостями», затруднились. Впрочем, президент «Транснефти» Николай Токарев в интервью «Коммерсанту» в декабре оценил Приморский порт «где-то в $5 млрд». Если так, то монополии и «Сумме капитал» не только не потребуются деньги на сделку, но они даже останутся в плюсе.

На окончательное оформление сделок может уйти от трех до шести месяцев, сказал «Ведомостям» источник, близкий к НМТП. «Транснефть» и «Сумма капитал» будут владеть 50,1% НМТП на паритетных началах, передает «Интерфакс».

Сейчас 50,1% акций НМТП принадлежит Kadina Ltd. В свою очередь, 80% в этой компании владеют члены семей председателя совета директоров порта Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько, а оставшиеся 20% – структуры бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Ротенберг с детства дружит с премьер-министром Владимиром Путиным. Они вместе тренировались в секции дзюдо. Ротенберг – председатель высшего совета Национального союза дзюдо России и гендиректор НП «Спортивный клуб дзюдо «Явара-Нева» (Санкт-Петербург), почетный президент которого – Путин, а в попечительский совет входит вице-премьер Виктор Зубков.

Долю в НМТП Ротенберг приобрел в 2008 г. Произошло это не без вмешательства «Транснефти». Монополия, которую незадолго до этого возглавил Николай Токарев, стала добиваться от НМТП продажи инфраструктуры нефтеналивного терминала «Шесхарис». Нефтеперевалка же дает порту не менее половины выручки. С приходом Ротенберга конфликт сошел на нет.

«Транснефть» давно была недовольна тарифами, которые она платит за нефтеперевалку в НМТП, отмечает аналитик «Тройки диалог» Кирилл Казанли. Теперь монополия сможет контролировать тарифообразование сама.

Для частных акционеров НМТП сейчас не лучшее время для выхода из бизнеса, отмечает аналитик. По итогам IPO в конце 2007 г. порт был оценен в $5 млрд. Причина, скорее всего, в давлении со стороны «Транснефти», допускает Казанли.

Теперь «Транснефть» и «Сумма капитал» будут контролировать перевалку нефти на экспорт в двух крупнейших портах европейской части России. Приморский торговый порт – оператор причальной зоны нефтеналивного терминала в Приморске, конечной точке маршрута БТС. По сути, именно через него идет перевалка в крупнейшем нефтеналивном порту России (75 млн т в год). В конце 2009 г. Токарев говорил, что монополия и «Сумма капитал» контролируют Приморский порт на паритетных началах.

У НМТП будет фактически монопольное положение на экспорте нефти по европейским направлениям, говорит аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Для порта это хорошая сделка. Ведь НМТП получает выход на Балтийское море. И покупаемый актив «не старье», а новый порт со стабильными объемами нефти. Все это положительно скажется на производственных показателях НМТП, который сейчас показывает незначительное снижение перевалки.

Представители НМТП, его частных акционеров, «Транснефти» и «Суммы капитала» от комментариев отказались.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать