Статья опубликована в № 2699 от 27.09.2010 под заголовком: Ненужные «Ту»

Производство самолетов марки «Ту» в России может прекратиться

Единственный заказчик Ту-204СМ – авиакомпания «Атлант-союз» отказывается от покупки этих самолетов. Это может привести к окончательному закрытию производства самолетов «Ту» в России
PhotoXpress

Атлант-союз» подписал с лизинговой компанией «Ильюшин финанс» (ИФК) контракт на 15 Ту-204СМ летом прошлого года. Но перевозчик решил не покупать самолеты, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «Атлант-союза» Василий Кичеджи. В ИФК поступило письмо перевозчика об отказе, подтвердил гендиректор компании Александр Рубцов.

Не сошлись по цене, объясняет Кичеджи: ИФК просила за один самолет больше $50 млн, «Атлант» хотел скидку. Производство самолета очень затратно и снизить цену было невозможно, объясняет Рубцов. Штрафов за расторжение контракта нет, говорят оба.

Ту-204СМ ­– модернизированный вариант Ту-204 с более экономичным двигателем. До конца 2010 г. должен был появиться первый Ту-204СМ, а уже с будущего года ожидались его поставки «Атланту». Перевозчик выступал стартовым покупателем, заказав 15 лайнеров. Минимальный же заказ, который смог бы сделать проект окупаемым, – 40–50 самолетов, отмечает Рубцов. Сейчас на самолет не осталось заказчиков. По словам Рубцова, ИФК ищет новых покупателей «среди российских авиакомпаний второй десятки». Несколько лет назад пять Ту-204СМ заказала иранская Iran Air Tour, но реализация контракта заморожена: двигатели для Ту-204СМ производит американская компания.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала производить Ту-204СМ до 2020 г., пока на рынок не выйдет современный аналог МС-21. Но планы будут скорректированы. Если до конца года не будут найдены покупатели на Ту-204СМ, то его производство, скорее всего, будет прекращено, сообщил представитель ОАК.

Чтобы привлечь покупателей, нужно снизить цену Ту-204СМ как минимум на 20–25% и обеспечить полноценное постпродажное обслуживание, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но снизить цену едва ли реально – слишком высоки затраты, добавляет он: значит, проект Ту-204СМ «тихо умрет». Следом прекратится выпуск всех самолетов «Ту», продолжает эксперт: осталось выполнить госзаказы на Ту-204 и Ту-214 от управления делами президента и Минобороны. Срок поставок по госзаказам – 2010–2012 гг., уточнил представитель ОАК, и корпорация ведет переговоры о новых контрактах.

Пассажирские самолеты фирмы «Туполев» были самыми популярными в советском гражданском авиапроме. Ближнемагистральный Ту-134 серийно выпускался с 1966 по 1984 г., среднемагистральный Ту-154 – с 1972 по 1998 г. За это время было построено свыше 850 Ту-134 и 930 Ту-154.

Самолеты «Ту» были основой флота у советского «Аэрофлота» и долгое время – у российского. Сейчас они полностью выведены из парка «Аэрофлота». Крупнейшим эксплуатантом этих самолетов является «Ютэйр» (28 Ту-134 и 20 Ту-154). Главная претензия перевозчиков – слишком большой расход топлива. Среднемагистральный Ту-204/214 начал серийно выпускаться в 1986 г.; выпущено более 50 машин. Больше всего таких лайнеров в парке Red Wings (восемь), «Владавиа» (шесть), «Трансаэро» (три). Жалоб на Ту-204 немало: частая поломка двигателей, нехватка комплектующих.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать