Статья опубликована в № 2737 от 19.11.2010 под заголовком: Москва идет на взлет

Новый мэр Москвы намерен продать аэропорт «Внуково» и авиакомпанию «Москва»

Мэр Москвы Сергей Собянин решил не только заниматься борьбой с пробками и коррупцией, но и избавляться от непрофильных активов. Первые на очереди – аэропорт «Внуково» и авиакомпания «Москва»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Сергей Собянин может выставить на продажу авиаактивы мэрии Москвы
Reuters
«Внуково»

аэропорт. Пассажиропоток (10 месяцев 2010 г.) – 8,16 млн человек. Доли Москвы: 75% минус 1 акция в ОАО «Аэропорт Внуково» (владеет и управляет старым терминалом для внутренних линий, а также новым – для всех линий, остальное у «Внуково-инвест»); 25% плюс 1 акция в ОАО «Международный аэропорт Внуково» (терминал для международных линий; остальное у «Внуково-инвест»).

ОАО «Аэропорт Внуково»

выручка (6 месяцев 2010 г.) – 1,29 млрд руб. чистая прибыль – 193,45 млн руб.

ОАО «Международный аэропорт Внуково»

выручка (2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 1,24 млрд руб. чистая прибыль – 87,12 млн руб. «Москва» авиакомпания перевезла за 9 месяцев 2010 г. 1,22 млн человек. акционеры: 100% у правительства Москвы. выручка (2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 6,06 млрд руб. чистый убыток – 342,9 млн руб.

Если предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков предпочитал покупать, то нынешний настроен продавать. Первыми активами, от которых может избавиться Москва, – это доли во «Внуково» (подробнее см. справку) и авиакомпании «Москва» (бывший «Атлант-союз»; 100% акций). «Позиция мэра Москвы – освободиться от всех непрофильных активов», – заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин. «Эти два актива [аэропорт и перевозчик] для Москвы не являются профильными; я думаю, что, скорее всего, они будут проданы», – добавил чиновник. Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова не стала комментировать заявление Левитина, отметив, что сейчас ведется оценка финансово-экономического состояния «Внуково» и «Москвы» с целью выработки «наиболее оптимального управленческого решения».

«Внуково» – третий аэропорт в России по числу обслуженных пассажиров. Москва выкупила долю в аэропорту у федерального правительства в 2004 г. «Аэропорт был в убитом состоянии, там коровы ходили, – объясняет цель сделки московский чиновник. – Нужны были серьезные инвестиции для развития». За шесть лет было много сделано: расширено Киевское шоссе, пущен аэроэкспресс, достраивается новый терминал, перечисляет он. Когда Москва покупала «Внуково», то уже тогда обсуждалась его продажа в будущем, говорит совладелец и первый заместитель гендиректора аэропорта Виталий Ванцев. Смена владельца не создаст проблем и так называемым «литерным» рейсам, так как для них существует отдельный терминал управления делами президента, говорит руководитель департамента Москвы по транспорту Василий Кичеджи.

«Атлант-союз» основан в 1993 г. военным летчиком в отставке Станиславом Лейченко. В 1998 г. он пришел в московское правительство: нужен был стратегический инвестор. Тогда же Лужков хотел организовать маршруты между Москвой и ближайшими городами на базе одного из действующих перевозчиков – и заодно найти для «Внуково» базовую авиакомпанию. Сначала мэрия купила за $2,5 млн 26% акций, а затем довела пакет до контрольного – только при этом условии компании гарантировались инвестиции. Недавно мэрия довела пакет до 100%, уточняет Кичеджи. В кризисные 2008 и 2009 годы перевозчик сильно пострадал, долг в 15 млрд руб. довел его до предбанкротного состояния. Но и тогда мэрия не пожелала расставаться с «Атлантом»: были грандиозные планы по созданию нового перевозчика – «Росавиа» (совместно с «Ростехнологиями»). Проект провалился. В этом году «Атлант-союз» был переименован в «Москву». Сейчас долг перевозчика доведен почти до нуля, отмечает Кичеджи.

«Я готов завтра же начать переговоры с покупателями на аэропорт и авиакомпанию, если такие есть, – уверяет Кичеджи (он также председатель советов директоров «Внуково» и «Москвы»). – Сама мэрия никаких предложений еще не направляла». Ванцев не скрывает: у «Внуково-инвест» есть интерес к московской доле в аэропорту. Цену не называет – ведь будет аукцион. Получить комментарии у партнера Ванцева по «Внуково» Льва Кветного вчера не удалось. По мнению Ванцева, приступать к продаже можно с 2013 г., когда будет достроен новый терминал (его первая очередь уже введена в эксплуатацию), а пассажиропоток удвоится – до 15 млн человек в год.

Главное, чтобы не было «перекрестного владения», говорит гендиректор Utair Андрей Мартиросов. Если, например, долю во «Внуково» купит другой московский аэропорт – «прощай, конкуренция», размышляет он. Планов покупать нет, говорит источник, близкий к «Домодедово». Получить комментарии представителя «Шереметьево» не удалось.

С продажей «Внуково» проблем не будет, уверен аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. По его расчетам, сейчас «Внуково» стоит около $1 млрд. А вот с «Москвой» возможны проблемы: у компании нет ниши, нет понятной стратегии развития, продолжает Шаго.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more