Статья опубликована в № 2737 от 19.11.2010 под заголовком: Москва идет на взлет

Новый мэр Москвы намерен продать аэропорт «Внуково» и авиакомпанию «Москва»

Мэр Москвы Сергей Собянин решил не только заниматься борьбой с пробками и коррупцией, но и избавляться от непрофильных активов. Первые на очереди – аэропорт «Внуково» и авиакомпания «Москва»
Сергей Собянин может выставить на продажу авиаактивы мэрии Москвы
Reuters
«Внуково»

аэропорт. Пассажиропоток (10 месяцев 2010 г.) – 8,16 млн человек. Доли Москвы: 75% минус 1 акция в ОАО «Аэропорт Внуково» (владеет и управляет старым терминалом для внутренних линий, а также новым – для всех линий, остальное у «Внуково-инвест»); 25% плюс 1 акция в ОАО «Международный аэропорт Внуково» (терминал для международных линий; остальное у «Внуково-инвест»).

ОАО «Аэропорт Внуково»

выручка (6 месяцев 2010 г.) – 1,29 млрд руб. чистая прибыль – 193,45 млн руб.

ОАО «Международный аэропорт Внуково»

выручка (2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 1,24 млрд руб. чистая прибыль – 87,12 млн руб. «Москва» авиакомпания перевезла за 9 месяцев 2010 г. 1,22 млн человек. акционеры: 100% у правительства Москвы. выручка (2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса») – 6,06 млрд руб. чистый убыток – 342,9 млн руб.

Если предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков предпочитал покупать, то нынешний настроен продавать. Первыми активами, от которых может избавиться Москва, – это доли во «Внуково» (подробнее см. справку) и авиакомпании «Москва» (бывший «Атлант-союз»; 100% акций). «Позиция мэра Москвы – освободиться от всех непрофильных активов», – заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин. «Эти два актива [аэропорт и перевозчик] для Москвы не являются профильными; я думаю, что, скорее всего, они будут проданы», – добавил чиновник. Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова не стала комментировать заявление Левитина, отметив, что сейчас ведется оценка финансово-экономического состояния «Внуково» и «Москвы» с целью выработки «наиболее оптимального управленческого решения».

«Внуково» – третий аэропорт в России по числу обслуженных пассажиров. Москва выкупила долю в аэропорту у федерального правительства в 2004 г. «Аэропорт был в убитом состоянии, там коровы ходили, – объясняет цель сделки московский чиновник. – Нужны были серьезные инвестиции для развития». За шесть лет было много сделано: расширено Киевское шоссе, пущен аэроэкспресс, достраивается новый терминал, перечисляет он. Когда Москва покупала «Внуково», то уже тогда обсуждалась его продажа в будущем, говорит совладелец и первый заместитель гендиректора аэропорта Виталий Ванцев. Смена владельца не создаст проблем и так называемым «литерным» рейсам, так как для них существует отдельный терминал управления делами президента, говорит руководитель департамента Москвы по транспорту Василий Кичеджи.

«Атлант-союз» основан в 1993 г. военным летчиком в отставке Станиславом Лейченко. В 1998 г. он пришел в московское правительство: нужен был стратегический инвестор. Тогда же Лужков хотел организовать маршруты между Москвой и ближайшими городами на базе одного из действующих перевозчиков – и заодно найти для «Внуково» базовую авиакомпанию. Сначала мэрия купила за $2,5 млн 26% акций, а затем довела пакет до контрольного – только при этом условии компании гарантировались инвестиции. Недавно мэрия довела пакет до 100%, уточняет Кичеджи. В кризисные 2008 и 2009 годы перевозчик сильно пострадал, долг в 15 млрд руб. довел его до предбанкротного состояния. Но и тогда мэрия не пожелала расставаться с «Атлантом»: были грандиозные планы по созданию нового перевозчика – «Росавиа» (совместно с «Ростехнологиями»). Проект провалился. В этом году «Атлант-союз» был переименован в «Москву». Сейчас долг перевозчика доведен почти до нуля, отмечает Кичеджи.

«Я готов завтра же начать переговоры с покупателями на аэропорт и авиакомпанию, если такие есть, – уверяет Кичеджи (он также председатель советов директоров «Внуково» и «Москвы»). – Сама мэрия никаких предложений еще не направляла». Ванцев не скрывает: у «Внуково-инвест» есть интерес к московской доле в аэропорту. Цену не называет – ведь будет аукцион. Получить комментарии у партнера Ванцева по «Внуково» Льва Кветного вчера не удалось. По мнению Ванцева, приступать к продаже можно с 2013 г., когда будет достроен новый терминал (его первая очередь уже введена в эксплуатацию), а пассажиропоток удвоится – до 15 млн человек в год.

Главное, чтобы не было «перекрестного владения», говорит гендиректор Utair Андрей Мартиросов. Если, например, долю во «Внуково» купит другой московский аэропорт – «прощай, конкуренция», размышляет он. Планов покупать нет, говорит источник, близкий к «Домодедово». Получить комментарии представителя «Шереметьево» не удалось.

С продажей «Внуково» проблем не будет, уверен аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. По его расчетам, сейчас «Внуково» стоит около $1 млрд. А вот с «Москвой» возможны проблемы: у компании нет ниши, нет понятной стратегии развития, продолжает Шаго.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать