Обледеневшие деревья обесточили крупнейший аэропорт России

В ночь с субботы на воскресенье обледеневшие деревья упали и оборвали линии электропередачи. Без света осталось 100 000 человек и аэропорт «Домодедово»

Недополученная выручка МОЭСК за два дня составит около $20 млн, расходы на ремонт – $4–5 млн, подсчитал старший аналитик банка «Открытие» Павел Попиков: некритическая сумма для МОЭСК. Опасаться стоит репутационных рисков и судебных исков, считает Попиков, после блэкаута в Москве в 2005 г. основные статьи расходов МОЭСК были ремонт (расходы увеличились вдвое, до 15% себестоимости; сейчас – 10%) и выплаты по судебным искам. Сейчас причина аварии – аномальная погода, но иски все равно будут, уверен он.

Но многие рейсы «Аэрофлота» задерживаются по причине интенсивного обледенения перронов и взлетно-посадочных полос  аэропорта, говорится на сайте перевозчика. Плюс процедура обработки самолетов антиобледенительной жидкостью стала дольше в 3–5 раз, говорит представитель авиакомпании: увеличился и расход жидкости – вместо нормативных 10 000 т в день – 70 000 т. В аэропорту застряло около 1500 пассажиров «Аэрофлота», знает собеседник «Ведомостей». Сегодня к обеду авиакомпания развезет всех пассажиров и войдет в расписание, обещает ее представитель. За два дня аномальной погоды «Аэрофлот», по предварительным подсчетам, потерял $500 000.

Перебои со светом в «Домодедово» начались примерно в 7.30, сообщил представитель аэропорта, в 10.00 аэропорт закрылся. Подача электричества прекратилась – послана телефонограмма в Росавиацию. Причина: обрыв проводов, снабжавших током две головные электроподстанции в поселке Володарского и Подольске.

Провода оборвали упавшие деревья, не выдержавшие тяжести льда: он образовался на них из-за ледяного дождя, объяснил представитель Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), всего нарушена работа 89 линий электропередачи и 61 подстанции. Оператор МЧС сообщила, что количество упавших деревьев и оборванных проводов не поддается подсчету.

Прекращена деятельность пограничных постов, и люди, прилетевшие из-за границы, сидят в самолетах. Отключены все системы: регистрации (ни перевозчики, ни сам аэропорт не знают, сколько рейсов задержано и сколько застряло пассажиров), обработки багажа и грузов (тем пассажирам, кто прилетел до отключения электричества, багаж выдавался вручную), громкой связи.

Авиакомпании – независимо от причин задержки рейсов – обязаны брать все расходы на себя – согласно Воздушному кодексу, сообщил представитель Росавиации.

«Это полный коллапс», – признает представитель «Трансаэро». Перевозчики рассказывают, что расселяют пассажиров, дают им еду и напитки.

В «Домодедово» пять резервных дизельных генераторов, они поддерживают в нормальном состоянии взлетно-посадочные полосы, аэронавигационное и светосигнальное оборудование, сообщил представитель аэропорта.

Обрыв линий электропередачи и обесточенные сети, как правило, страховой случай, а не форс-мажор, считает исполнительный вице-президент МСК Арман Гаспарян: такие риски часто включаются в договор страхования. Он ожидает всплеска обращений по каско, несчастным случаям и от убытков от перерыва на производстве.

«Шереметьево» не остановилось и даже приняло рейсы других аэропортов – на 20.00 МСК 12 рейсов «Домодедово» и «Внуково», говорит представитель «Шереметьево».

Директор по продажам компании «Астерос» Татьяна Лемешева должна была вылететь из «Домодедово» во Франкфурт. Она подъехала к аэропорту в 11.00 МСК: «Шлагбаумы не работают, пробка, полная темнота – и снаружи, и внутри аэропорта, в терминале много людей – кто сидит, кто лежит, ни одного свободного сантиметра». Люди не нервничали, но всех угнетало отсутствие информации. «Нам посоветовали ехать домой, – говорит Лемешева. – Добираться до Москвы пришлось рейсовым автобусом, который брали штурмом: аэроэкспрессы не ездили, а таксисты просили 5000–10 000 руб.».