Ад в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово»

Для многих туристов новогодний отпуск начался с кошмара – тысячам людей в столичных аэропортах пришлось добывать себе еду и место для ночлега. Ни авиакомпании, ни аэропорты оказались не готовы к последствиям прошедшего в Москве ледяного дождя. Вчера вечером стало известно, что прием рейсов в «Домодедово» в ближайшие дни будет ограничен

Аэропорт «Шереметьево» переносит новогодний фестиваль «День пассажира» на более поздний срок – такова была последняя вчерашняя новость с сайта аэропорта. Хотя многим его пассажирам надолго запомнится именно вчерашний день, без всякого фестиваля. Начавшиеся еще в воскресенье проблемы в работе двух крупнейших аэропортов страны – «Домодедово» и «Шереметьево» вчера обернулись настоящим коллапсом. В «Домодедово», по данным на 18.00 МСК, скопилось 12 000 человек, сообщил представитель аэропорта. «Шереметьево» таких данных не предоставляет. Но представитель «Аэрофлота» (на компанию приходится 70% пассажиропотока «Шереметьево») оценил количество невылетевших пассажиров в промежутке от 4500 до 7000 человек. «Домодедово» обслуживает около 700 рейсов в сутки (прилет и вылет), вчера их было не более 150, указывает представитель аэропорта. «Шереметьево» обслуживает порядка 550 рейсов (вчера – около 280).

Гендиректор аэровокзального комплекса «Домодедово» вчера вечером попросил помощи у министра транспорта, руководителей Росавиации, правительства Московской области, МЧС и МОЭСК. Министр транспорта Игорь Левитин вчера провел совещание.

В воскресенье «Домодедово» не работал 12 часов из-за обрыва проводов, снабжавших током две головные электроподстанции в поселке Володарского и Подольске (одна из подстанций заработала в 21.15 МСК; в час ночи началась регистрация пассажиров, около двух ночи – выполнен первый рейс). В «Шереметьево» серьезные задержки рейсов вызваны идущим в Москве ледяным дождем, обработка самолетов перед вылетом вместо 20 минут занимает 1,5 часа, объяснял в своем блоге гендиректор аэропорта Михаил Василенко. Ситуация сложная, но в течение суток нормализуется, уверяют прессу представители обоих аэропортов.

Но рассказы людей, находящихся в аэропортах, не свидетельствовали об улучшении обстановки. По данным «Интерфакса», вчера вечером толпа пассажиров, ожидающих отправки в «Домодедово», прорвалась через ограждение, выставленное на подходах к зоне паспортного контроля, и начала скапливаться у стоек. Сотрудники аэропорта заявляют, что работа ведется по фактической готовности самолетов: голосом объявляется о начале посадки и пассажирам рейса разрешается пройти паспортный контроль. Но аэровокзал настолько переполнен, что это мешает посадке даже на те рейсы, которые могли бы вылететь, передает «Интерфакс»: сначала по громкой связи было объявлено о готовности рейса британской авиакомпании British Airways ВА-873, но затем сообщили, что «авиакомпания считает нереальным объявить посадку». Ранее пассажиры, многие из которых уже более суток ждут отправки рейсов, требовали встреч с представителями авиакомпаний, но к ним никто не вышел. «Это похоже то ли на фильм о революции, то ли на фильм ужасов», – резюмировал корреспондент «Интерфакса». Некоторые пассажиры, ожидающие вылета в «Шереметьево», угрожали сотрудникам аэропорта, рассказал «РИА Новости» один из них. По словам очевидцев, ночью произошла драка между пассажирами, а несколько десятков людей блокировали выход № 5, остановив посадку на Лондон. В ситуацию начала вмешиваться милиция. Пассажиры требовали встречи с руководством аэропорта и «Аэрофлота», но с ними общались только рядовые сотрудники.

«Полный информационный вакуум, – сокрушается бизнесмен Алексей Епифанов, который вчера в «Шереметьево» весь день ждал вылета на Софию. – С нами никто не говорит, на табло – неактуальная информация, представители авиакомпаний прячутся». Еще в воскресенье многие туристы могли бы остаться дома, но они прибывали в оставшийся без электричества аэропорт «Домодедово» в течение нескольких часов после отключения. Вчера та же история: на табло нет никакой информации по статусу рейсов, поэтому даже москвичи не могут уехать домой и вынуждены сидеть и ждать. Авиакомпании выдают талоны на питание, но везде очереди, говорит Епифанов. В «Шереметьево» ситуация с питанием остается тяжелой, сказала представитель «Росинтер ресторантс» Валерия Силина, хотя компания в 10 раз увеличила поставки продуктов и напитков и в 3 раза – количество поваров и официантов. «В ресторанах ажиотаж, многие покупают сэндвичи десятками, а яблоки – килограммами. Это очень большая нагрузка», – говорит она. Гендиректор «Кофе хауз» Владислав Дудаков утверждает, что в «Домодедово» спокойнее: «Вчера мы не работали – не было электричества, сегодня запустились, но нельзя сказать, что у нас там аврал или что все съели. В аэропорту много кафе и ресторанов».

Епифанов собирается судиться как с «Шереметьево», так и с «Аэрофлотом». Основания для судебных исков есть, говорит юрист Общества прав потребителей Дмитрий Лесняк.

В случае, когда человек покупает билет и не может улететь (задержка рейса), максимальная компенсация – 20 руб. за час задержки (платит авиакомпания) плюс компенсация затрат и моральный вред (примерно 2000 руб.). У людей, имеющих турпутевки, есть возможность получить значительно большую компенсацию, отмечает Лесняк, главное – «все фиксировать документально»: требовать справки о задержке рейса от аэропорта и авиакомпании с указанием времени; если отказывают – привлекать как можно больше свидетелей и снимать все на видео- и фотокамеры.

Авиакомпания «Сибирь» (S7; летает из «Домодедово») уже предложила пассажирам вернуть билеты на 27 и 28 декабря или обменять на любые другие даты. «Аэрофлот» возвращает деньги за билеты, которые пассажиры сдали, говорит представитель компании, билеты будут приниматься в течение месяца по цене приобретения. Но многие сдать билеты не могут. Ведь оплачены гостиницы, горнолыжное оборудование, указывает директор по продажам «Астерос» Татьяна. «Кто мне вернет 3000 евро?» – спрашивает она. Чтобы снизить напряжение, «Аэрофлот» направил к пассажирам бригаду психологов, говорит представитель авиакомпании. Они объясняют людям, что долгая обработка самолетов – это необходимость, это вопрос безопасности.