«Аэрофлот» обещает компенсировать билеты

Пассажиры, ожидающие вылета несколько суток, собираются подать иски на авиакомпании, те – на аэропорты; адвокаты просят ФАС разобраться с завышением цен.
А.Махонин

Тяжелая ситуация в «Домодедово» и «Шереметьево» в среду обсуждалась на президиуме правительства, были приглашены руководители аэропортов и авиакомпаний. «Мы вынуждены были отменить 202 рейса, – сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. – [Авиакомпания] приняла решение всем пассажирам, которые улетели, но в Москве отсидели [несколько суток] по нашей вине, компенсирует полностью билет» (цитата по «Интерфаксу»). По словам Савельева, «Аэрофлот» войдет в график по ближним рейсам до 12 ночи сегодняшнего дня, по дальним – до 12 ночи завтрашнего. На 11.00 МСК «Аэрофлот» отправил более 50 рейсов, в том числе за 28 декабря. Около 20 рейсов на 15.00 МСК задерживаются, указано в сообщении компании «Терминал» (обслуживает авиакомпанию в терминале D «Шереметьево»). «Сохраняется проблема частичного несоответствия информации от перевозчика на табло и в устных объявлениях реальной ситуации по вылетам», – говорится там же.

Проблем с антиобледенительной жидкостью не будет, уверяет источник, близкий к «Аэрофлоту»: сейчас ее запас – до 31 декабря с учетом экстремальных погодных условий. В случае необходимости предоставить жидкость «Аэрофлоту» готов и аэропорт «Шереметьево». Одной из причин задержек авиакомпании в минувшие дни называлась именно нехватка жидкости, говорит собеседник «Ведомостей».

В «Домодедово» отправлены все рейсы за 26 и 27 декабря, сообщила представитель аэропорта: с 28 декабря остается еще пять рейсов («Трансаэро» отправила все рейсы и за 28 декабря, сообщает компания). Сегодняшние рейсы вылетают с задержкой – из-за ухудшения метеоусловий в аэропортах России и других стран (в частности, Нью-Йорк), а некоторые отменены – тоже по причине плохой погоды (Норильск, Волгоград), а также по рекомендации Минтранса отменить рейсы продолжительностью до 1500 км (Калининград, Санкт-Петербург и проч.). Пассажиров отмененных рейсов должна подхватить РЖД. По ее данным, в "Домодедово" и "Шереметьево" продано более 2000 билетов на поезда. РЖД назначает дополнительные рейсы «Сапсана» на Петербург и 444 дополнительных поезда дальнего следования (на новогодние праздники).

«Внуково» оценивает метеоусловия как сложные: видимость в аэропорту составляет 1000 метров. Задержано два рейса авиакомпании Utair продолжительностью более четырех часов, сообщает «Внуково»: самолеты, которые должны были выполнять эти рейсы, приземлились в «Домодедово», перевозчик ждет их во «Внуково».

Генпрокуратура выявила многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Ютэйр" (аэропорт «Домодедово»), говорится на нее сайте. Люди не могли получить напитки и горячее питание, большинство граждан не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей, указано там: в ряде случаев обеспечение продуктами пассажиров взяли на себя аэропортовые службы. За перечисленные нарушения в отношении "Трансаэро" и "Оренбургских авиалиний" уже возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП (нарушение иных прав потребителей). "Представители всех авиакомпаний вызваны в прокуратуру для дачи объяснений по данным фактам", – говорится на сайте Генпрокуратуры. Ведомство подчеркивает, что напряженной остается ситуация и в "Шереметьево", где также работает сотрудники транспортной прокуратуры.

Про иски

Пассажиры, ожидающие вылета несколько суток, собираются подать иски на авиакомпании. По словам адвоката Московской коллеги адвокатов Сергея Жорина, он и его коллеги уже собрали около 200 обращений от пострадавших. Будет собрано не менее 1000, рассчитывает адвокат: а затем будет подан коллективный иск. "Трансаэро" готова принять и удовлетворить все обоснованные иски пассажиров, после чего предъявит их "Домодедово", сообщает авиакомпания.

Жорин и его коллеги уже направили заявление в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку организаций, реализующих в «Шереметьево» товары и услуги (копия есть у «Ведомостей», см. в приложении к статье). В документе указано, что бутылка воды стоила 300 руб., пакет сока – 500 руб., стандартный обед на одного человека – 3000 руб., услуги такси – 15 000 руб. до Москвы. У адвокатов есть свидетельские показания, фото- и видеосъемки и этого достаточно, говорит Жорин.

Перевозчик связывает проблемы с вывозом пассажиров из "Домодедово" с плохо организованной работой аэропорта. "Все дни с начала кризиса в аэропорту "Трансаэро" обладала необходимым количеством самолетов и экипажей для выполнения всех заявленных рейсов. К утру вторника, 27 декабря, "Трансаэро" представила аэропорту согласованный план вылета своих лайнеров. Однако из-за нарушения технологического цикла обслуживания со стороны аэропорта "Домодедово" этот график постоянно нарушался. Из-за неудовлетворительной работы служб аэропорта - нехватки трапов, обливочных машин, заправочной и уборочной техники и т. д. - сроки подготовки воздушных судов к вылету увеличивались в несколько раз и достигали девять часов на дальнемагистральные самолеты и пять – на среднемагистральные", – сказано в сообщении.

Представитель «Домодедово» пока от комментариев воздержался.