Ричард Брэнсон готов отказаться от контроля в Virgin Atlantic, чтобы создать альянс

Ричард Брэнсон готов потерять контроль в легендарной Virgin Atlantic, чтобы та создала альянс и «была жива и через 50 лет»

Вдохновил Савельева

Провокационный рекламный ролик Virgin Atlantic со стюардессами в красной форме вдохновил гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева на смену одежды бортпроводников российской авиакомпании, признавался «Ведомостям» руководитель российского перевозчика. Каждый лайнер Virgin Atlantic носит романтическое название – например, Hot Lips, Silver Lady, Indian Princess, African Queen, Sleeping Beauty, Little Miss Sunshine и проч. У «Аэрофлота» самолеты тоже «поименованы» – они носят имена великих русских ученых, писателей, поэтов, художников и проч. Например, поэта Федора Тютчева, физика Игоря Курчатова, поэта и писателя Бориса Пастернака.

Virgin Atlantic

Авиакомпания Великобритании. пассажиропоток – 5,47 млн человек. акционеры: 51% – у Ричарда Брэнсона. Выручка (февраль 2008 г.) – 2,4 млрд фунтов стерлингов. Прибыль до вычета налогов – 60,9 млн фунтов стерлингов.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Британский миллиардер (212-е место в Forbes; состояние — $4 млрд) и основатель Virgin Group Ричард Брэнсон объявил, что готов потерять контроль в авиакомпании Virgin Atlantic, передает FT. «Чтобы обеспечить долгосрочную стабильность Virgin Atlantic, нам необходим партнер, — объяснил он. — Будет ли это чистым альянсом или чем-то большим, мы пока не решили». Брэнсон не назвал потенциального партнера и долю, которую готов уступить, отметив, что есть ряд заинтересованных сторон и «дискуссии продолжаются». Возможным покупателем пакета Virgin Atlantic может стать американская Delta Air Lines, пишет Sky News. Представитель Delta это не комментирует.

Задуматься об альянсе Брэнсона заставила усилившаяся конкуренция. «Так как антимонопольные органы с присущей им мудростью позволили мегаальянсы, то для защиты Virgin Atlantic нам нужно быть уверенными в том, что у нас есть сила и мощь. Конечно, Virgin Atlantic для меня как ребенок, я к ней очень привязан, но я хочу быть уверен, что она будет жива через 50 лет», — объяснил миллиардер. Virgin Atlantic появилась в 1983 г. Тогда Брэнсон купил 75% акций авиакомпании British Atlantic Airways у отставного летчика Рэндолфа Филдза (позднее выкупил и остальные акции) и переименовал компанию. У нее тогда был один самолет DC-10, но Брэнсон использовал прибыль звукозаписывающего бизнеса Virgin и взял в лизинг лайнеры Boeing. И авиакомпания вышла в плюс в первый год существования. В марте 2000 г. 49% акций Virgin Atlantic купила Singapore Airlines.

Virgin Atlantic специализируется на дальнемагистральных рейсах, летая из Европы в США, Австралию, Азию и Африку, страны Карибского моря.

Под разрешенным мегаальянсом Брэнсон подразумевал партнерство British Airways (BA) и American Airlines (АА). В прошлом году антимонопольные органы США дали разрешение на совместные операции по трансатлантическим маршрутам этих перевозчиков. «Мы ждали этой возможности 14 лет!» — радовался гендиректор BA Уилли Уолш. А вот Брэнсон все эти годы выступал против партнерства конкурентов — например, в конце 1990-х разместил слоган No Way BA/AA! на нескольких самолетах своей компании.

Virgin Atlantic входит в список 50 крупнейших авиакомпаний мира на международных рейсах, у нее хороший парк (38 дальнемагистральных лайнеров), пассажиропоток растет, да и катастрофической ситуации с финансами нет, перечисляет аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов: но перевозчик находится в высококонкурентном сегменте, поэтому усиление позиций необходимо. Скорее всего, Брэнсон оставит себе блокирующий пакет, рассуждает эксперт: покупателем может стать финансовый инвестор. Virgin Atlantic интересна только крупному отраслевому игроку, возражает совладелец НРК, знакомый Брэнсона Александр Лебедев.