Россияне – в режиме эвакуации

Многие оставшиеся здесь включают механизм пофигизма (это уже эвакуация психологическая). Он проявляется по-разному: и в виде алкоголизма, и в виде притупленного – без всякой водки – восприятия окружающего мира, когда человек не видит связи между элементарными вещами. Например, не построив «фундамент» дома – должную систему безопасности в стране, глупо выпендриваться перед всем миром мраморными колоннами (инноград «Сколково»), дорогой мебелью (Олимпиада) и огромным джакузи (ЧМ по футболу). А должная система безопасности возможна лишь при кардинальном снижении уровня коррупции. Взятки и откаты упрощают жизнь, ускоряют решение вопросов, убеждают меня многие успешные знакомые. Нет же! Нет! Сегодня ты дал сотруднику ДПС «на лапу», чтобы он не забрал у тебя водительские права, а завтра – тому же сотруднику ДПС даст «на лапу» тот, кто везет взрывчатку, чтоб избежать проверок. Это называется упрощением и ускорением? И, наконец, общественная система безопасности имеет самое непосредственное отношение к безопасности каждого из нас. И жить в иллюзии «меня это не коснется» – страшная утопия.

Как ни хорохорься и как ни выжимай из себя порцию цинизма, все равно – после очередного жуткого события с многочисленными жертвами – каждый из нас чувствует страх. И чем чаще происходят теракты, техногенные катастрофы (Саяно-Шушенская ГЭС), пожары в ночных клубах («Хромая лошадь»), ДТП с участием «членовозов», разбойные нападения среди бела дня, тем сильнее это чувство. Страх – одна из семи основных эмоций человека, а именно – «реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы», гласит психология. То есть, по сути, команда к эвакуации.

В последнее время все больше и больше моих знакомых думают или уже собираются уезжать из России. Молодые ищут работу в иностранных компаниях. Немолодные дают детям простые житейские советы: «Учи английский, балбес, потом, хоть уехать сможешь». Богатые покупают дома, отправляют отпрысков в иностранные школы. Небогатные подают заявки на соискание грантов. Есть и те, кто уже «там». Конечно, они скучают, но ни один из них возвращаться не собирается. Более того, перевозят родителей, любимых...

Говорят, небольшая доля пофигизма полезна – она позволяет воспринимать события менее остро, менее эмоционально. Зато абсолютный пофигизм опасен – он полностью заглушает остроту и эмоции. Может быть, поэтому заявление министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой  о том, что «выплаты пострадавшим [от теракта в «Домодедово»] будут СТАНДАРТНЫМИ», и что «ТРАДИЦИОННО в таких ситуациях семье погибшего из федерального бюджета полагается 1 млн руб., пострадавшим, получившим травмы средней тяжести, будет выплачено по 400 000 руб.» – было сделано спокойно, а затем спокойно растиражировано в СМИ и Интернете, а нами спокойно прочитано? Что значит «стандартные» и «традиционно»? О чем речь? О компенсациях в связи с трагедией? Или выдаче рождественских подарков?