РЖД отказалась от скоростной магистрали до Сочи

Зато будет объявлен тендер на отдельную дорогу Москва - Санкт-Петербург и проектирование скоростной магистрали до Екатеринбурга к ЧМ-2018.
С.Николаев

РЖД приняла решение не строить высокоскоростную магистраль до Сочи, но уже спланировала тендер на отдельную магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга и планирует скоростное сообщение Москва - Екатеринбург, рассказал в пятницу гендиректор ОАО "Скоростные магистрали" («дочка» РЖД) Дмитрий Муратов.

Высокоскоростное движение Москва - Санкт-Петербург на выделенной линии предполагается запустить в 2017 г., сказал Муратов. В марте этого года планируется предоставить информацию для потенциальных участников тендера на строительство и эксплуатацию магистрали, а в декабре 2011 г. объявить тендер. Подвести его итоги планируется к началу 2013 г. и в этом же году начать строительство.

Длина магистрали составит 660 км, однако точный маршрут еще не определен. Это будет сделано в марте, сказал Муратов. Магистраль может пройти через аэропортовый комплекс «Шереметьево», но это будет зависеть от экономической обоснованности такого маршрута. Магистраль будет строиться по принципу контракта жизненного цикла. В этом случае функции проектирования, строительства и эксплуатации магистрали будет осуществлять специально выбранная на тендере компания, которая будет финансировать строительство.

Стоимость проекта составит от 14 млн до 22 млн евро за 1 км пути, рассказал Муратов, без учета выкупа земли и других косвенных затрат. С учетом этих затрат она может вырасти до 50 млн евро за 1 км. Таким образом, минимальная стоимость проекта составит 9,2 млрд евро, максимальная - 33 млрд евро. Государство будет выдавать этой компании концессионные платежи с момента начала эксплуатации, объяснил Муратов. По его словам, в общей стоимости проекта затраты государства могут составить до 70%, а остальные средства предоставят частные инвесторы. Финансирование будут предоставлять крупные международные финансовые институты, с которыми «Скоростные магистрали» провели предварительные переговоры. По словам Муратова, в России проектом интересуются ВЭБ, Сбербанк и ВТБ.

По словам Муратова, выкуп земли у частых владельцев под строительство магистрали будет производить государство. На это потратят до 50 млрд руб. Цифры стоимости проекта не учитывают строительства вокзальных комплексов, отметил он.

Планируется, что по направлению Москва - Санкт-Петербург поезда будут курсировать со скоростью до 400 км/ч, а дорога между городами занимать до 2,5 часа. «Скоростные магистрали» предполагают, что этим сервисом будут пользоваться около 8 млн человек в год, а поезда будут ходить раз в полчаса.

Сейчас «Скоростные магистрали» также рассчитывают проект строительства магистрали, соединяющей Москву и Екатеринбург через Владимир, Нижний Новгород и Казань с ответвлением от Казани до Самары. Эта магистраль должна быть построена к чемпионату мира 2018 г. По словам Муратова, РЖД приняла решение не строить высокоскоростную магистраль до Сочи - на этом направлении будет введено «ускоренное движение» со скоростью до 200 км/ч.

По словам Муратова, высокоскоростное движение может связать Москву с Киевом и Минском - такие проекты существуют. Но решение об этом еще не принято, и «Скоростные магистрали» заказа на расчет этих проектов еще не получали.