«Акрон» попросил государственной поддержки
«Акрон» предлагает ВЭБу поучаствовать в разработке Талицкого калийного участка стоимостью $1,5 млрдСамостоятельно «Акрон» реализовывать проект не сможет, уверена аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Ему еще предстоит вложить $1 млрд в разработку месторождения апатит-нефелиновых руд Олений Ручей. К тому же у компании высокая долговая нагрузка. По оценке аналитика Газпромбанка Марины Алексеенковой, долг «Акрона» на начало года был чуть меньше трех EBITDA.
«Акрон»
Гендиректор «Акрона» Иван Антонов попросил премьера Владимира Путина поручить ВЭБу рассмотреть возможность участия госкорпорации в разработке Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийных солей. Письмо написано 27 декабря (копия документа есть у «Ведомостей»). В обмен на инвестиции «Акрон» сулит ВЭБу «значительную» долю в своей «дочке» – ООО «Верхнекамская калийная компания» (владеет лицензией на Талицкий). Размер доли и ее цена в письме не указаны. О том, что «Акрон» просил поддержки в разработке Талицкого участка, знает топ-менеджер одной из агрохимических компаний. Представитель «Акрона» от комментариев отказался. Переговоры с «Акроном» идут, подтвердил представитель ВЭБа, но детали не раскрыл. Представитель Путина отказался комментировать предложение Антонова.
«Акрон» приобрел лицензию на Талицкий в 2008 г. за 16,8 млрд руб. Первоначально предполагалось, что добыча там начнется в 2016 г., но весной 2010 г. ее старт был отложен на два года. По плану мощность рудника составит 2 млн т хлористого калия в год (почти 20% от суммарных мощностей «Уралкалия» и «Сильвинита»). Проект, по предварительным расчетам, требует $1,5 млрд инвестиций.
«Акрон» искал партнеров среди конкурентов: предлагал «Фосагро» загрузить рудой Оленьего Ручья одну из фабрик «Апатита», а «Уралкалию» – совместную разработку Талицкого, но получил отказ. Преимущества участия в проекте для государства – решение задачи продовольственной безопасности страны, пишет Антонов. А такой способ гораздо дешевле «проектов приобретения готовых калийных компаний за рубежом», отмечает он (в ноябре «Фосагро» предлагала Путину поучаствовать в покупке Potash), к тому же вложенные ВЭБом деньги будут работать в России. Вряд ли государство согласится на это, сомневается Сахнова. Неинтересен Талицкий и «Уралкалию» с «Сильвинитом» – у них собственные проекты – разработка Усть-Яйвинского и Половодовского участков, напоминает Алексеенкова.
У «Акрона» есть способ найти большую часть денег на проект, считает Алексеенкова: у компании есть 8,1% голосующих акций «Сильвинита», которые можно поменять на 2,7% объединенного «Уралкалия», а потом продать. Сейчас «Акрон» добивается в суде повышения оценки «Сильвинита» для сделки с «Уралкалием» и в случае удачи сможет претендовать на большую долю, отмечает она.