«Аэрофлот» просит разрешить ему отменять рейсы в форс-мажорных случаях
Предновогодний коллапс поможет российским авиакомпаниям выбить право на отмену рейсов с минимальными потерями, а регулятору – закрывать аэропорт. «Аэрофлот» ссылается на законы ЕСПервым на последствия авиаколлапса отреагировал «Аэрофлот» – он направил Иванову письмо (копия есть у «Ведомостей»), в котором рассказал о незавидном положении российских перевозчиков по сравнению с европейскими: российские авиакомпании имели право отменить рейсы 25, 26 и 27 декабря на основании условий безопасности полетов (ледяной дождь) и не имели права в одностороннем порядке отменить рейсы 28, 29 и 30 декабря для перевозки пассажиров с рейсов предыдущих трех дней. Иностранные же компании могли отменить рейсы на любую из дат с 26 по 30 декабря, чем воспользовались Delta и Lufthansa. При отмене рейсов российские перевозчики обязаны возместить пассажиру убытки, компенсировать моральный вред, платить неустойки без верхнего предела ответственности, а у европейцев есть четкий лимит – от 250 до 600 евро на пассажира в зависимости от дальности полета, и то в случае, если пассажир не был доставлен в пункт назначения другим рейсом, жалуется «Аэрофлот» и предлагает гармонизировать российское и европейское законодательство, иначе положение российских авиакомпаний на мировом рынке ухудшится. Авиакомпания просит внести изменения в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила: кроме отмены рейсов по усмотрению перевозчика и введения лимитов компенсации дать право регулятору закрывать аэропорт и считать это форс-мажором для авиакомпаний (в ЕС такая норма есть).
Авиакомпании предлагают установить исчерпывающий порядок отмены или задержки рейсов и размеры их ответственности перед пассажирами при форс-мажорных обстоятельствах, таких как ледяной дождь, сообщил на президиуме правительства вице-премьер Сергей Иванов (www. government.ru): «Мы пришли к выводу, что они должны иметь [такое] право».
Речь идет и о введении порядка закрытия аэропорта при чрезвычайной ситуации, продолжал Иванов, предложения взяты в проработку и к 1 мая должны быть сформулированы окончательно.
Гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов приветствует инициативу «Аэрофлота». Сейчас законодательство устроено так, что авиакомпании без вины виноваты – они берут на себя все расходы, даже если рейс отменен из-за погоды, а есть регионы, где пурга неделями.
Предложенные «Аэрофлотом» меры не снижают ответственности авиакомпаний перед пассажирами, уверяет чиновник Минтранса: просто все четко описано – и это снижает вероятность возникновения хаоса и беспорядков. Но вряд ли новые правила появятся быстро – необходимо внести поправки во многие законы, в том числе «О чрезвычайной ситуации», предупреждает чиновник.