11 материалов по теме

Роль Японии в мировой экономике важнее, чем казалось до цунами

WSJ проанализировала, как землетрясение 11 марта сказалось на ее основных отраслях.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
AP

Япония играет более важную роль в мировом разделении труда, чем были склонны считать аналитики: остановка производства и нарушение поставок ключевой промышленной продукции после землетрясения 11 марта ставит под угрозу целые отрасли и компании, выяснила The Wall Street Journal. Мир внезапно осознал, что Япония делает 60% кремниевых пластин для полупроводниковой промышленности, 90% спецсмол для нанесения токоведущих дорожек на печатные платы и 60% датчиков массового расхода воздуха для автомобилей.

WSJ провел анализ воздействия этого фактора по отраслям, показав, что заводы по изготовлению микрочипов могут столкнуться с нехваткой материалов, а японским автопроизводителям придется уступить часть рынка США и Европе.

Полупроводниковая промышленность

По оценке iSuppli IHS, Япония производит 60% кремниевых пластин, которые используются для изготовления компьютерных чипов. Закрытие двух заводов снизило поставки на четверть. Размер потенциального ущерба компаний отрасли зависит от того, как скоро заводы вернутся к полному производству и как скоро на других заводах начнут делать аналогичную продукцию.

Восемь заводов Renesas Electronic Corp пострадали от землетрясения и сейчас находятся на различных стадиях восстановления. Шесть заводов ON Semiconductor Corp. находятся в зоне, срадающей от перебоев питания.

Два завода Toshiba по производству чипов и жидкокристаллических матриц также пострадали. Texas Instruments Inc. в результате катастрофы потеряли 10% своего дохода в 2010 г., восстановление продлится до сентября.

Электроника и электротехника

Производители электроники пока не сократили производство, пишет WSJ.

Японская Nintendo Co., например, по-прежнему намерена представить в США Nintendo 3DS 27 марта. Официальные лица компании заявляют, что никто из их сотрудников в Японии не пострадал и все оборудование осталось цело.

Компания Apple отказалась комментировать влияние катастрофы на ее производство. В новинку Apple Ipad2 входит пять комплектующих, которые производятся в Японии, в том числе микросхема флэш-памяти Toshiba и электронный компас AKM Semiconductor Inc, оценила iSuplli IHS. Компания отмечает, что Apple сможет найти эти детали и в других странах.

Девять заводов Sony Corp. (всего 25 в Японии) были повреждены, пишет WSJ. На трех из них производство возобновлено частично, остальные шесть по-прежнему закрыты из-за дефицита компонентов. Возобновление работы всех заводов ожидается с 1 апреля, говорится в газете. Компания уверяет, что на поставках телевизоров и приставок Sony PlayStation это не скажется, поскольку они производятся не в Японии.

Заводы других компаний, не пострадавшие от катастрофы напрямую, были затронуты плановыми отключениями электроэнергии и инфраструктурными проблемами. Sharp Corp. заявила, что ее завод по сборке телевизоров в Точиги возобновил свою работу с 15 марта, но с сокращением рабочей смены.

Автопром

В 2010 г. в мире было продано 9 млн автомобилей японского производства, еще 4,9 млн - в самой Японии. Японским автопроизводителям до конца этого года придется уступить место, особенно на развивающихся рынках, производителям из США, Кореи и Европы, пишет WSJ. Toyota Motor Corp. из-за неприятностей в прошлом году теряет свою долю рынка, проигрывая в основном Hyundai Motor Co. Ford Notor Co. и General Motors в прошлом году заработали вместе более $10 млрд.

Землетрясение создало проблемы для американских и европейских автопроизводителей, но негативное влияние должно быть краткосрочным, поскольку поставщики имеют широкий региональный разброс, пишет газета. Большинство автомобилей, проданных в Северной Америке, были сделаны там же. То же можно сказать о Европе, Китае и Южной Америке. Таким образом, цепной реакции из-за землетрясения в Японии на автомобильном рынке пока что не произошло.

Но мировые автопроизводители с трудом справляются из-за закрытия завода Hitachi Ltd. в Японии, который производит датчики объемного расхода воздуха, поступающего в двигатели. Доля поставок Hitachi составляет 60%. На этой неделе был закрыт завод General Motors Co. в Луизиане, и Peugeot-Citroen сократила производство в большинстве европейских заводов.

Черная металлургия

В 2010 г. Япония обогнала Китай и стала крупнейшим экспортером стали. Несмотря на ожидаемое снижение в производстве стали, большая волатильность на рынках наблюдаться не будет, пишет WSJ. Причина в том, что большинство стран все еще ощущают последствия мировой рецессии: по данным World Steel Association, основные заводы в 64 странах задействуют только 82% мощностей. Аналитики прогнозируют, что производство стали в Японии может сократиться на 20% (на 24 млн т ежегодно) в течение трех месяцев. Производство стали очень энергоемко, поэтому сталелитейные производства в Японии сильнее других страдают он дефицита энергобаланса после аварии на АЭС «Фукусима-1».

Общее машиностроение

Последствия землетрясения создадут проблемы для мировых производителей оборудования. Однако некоторые промышленные компании говорят, что в долгосрочном периоде восстановление после катастрофы в Японии может привести к росту. Американские компании уже были предупреждены, что поставки экскаваторов из Японии задержатся на 60 дней. Директор CNH Construction заявил о том, что компания рассматривает альтернативных поставщиков.

Сделать это не просто: японские компании, в том числе Komatsu Ltd и Construction Machineri Co. доминируют на рынке производителей экскаваторов и экспортируют их по всему миру.

В то же время японская компания Caterpillar, производящая экскаваторы, погрузчики и тракторы, указывает на то, что никаких значительных нарушений в экспортных поставках у нее не было. Представители компании говорят, что восстановление Японии будет стимулировать спрос на строительство. По словам представителя американского подразделения Komatsu, 10-15% поставщиков Komatsu в Японии испытывают проблемы, связанные с производством.

Пищевая промышленность

Япония сильно зависит от импорта продуктов, поэтому экспорт занимает сравнительно небольшую долю: в 2009 г. она экспортировала сельхозпродукции на $3,27 млрд, 45% из которых пришлось на экспорт морепродуктов, подсчитала Организация внешней торговли Японии. Из-за опасений радиационного загрязнения продуктов питания, пищевой экспорт Японии находится под угрозой. Ученые говорят о том, что риск загрязнения минимален, даже для морепродуктов.

Но США уже ввели запрет на импорт молочных продуктов, фруктов и овощей из зараженных районов Японии. Сингапур также приостановил закупку молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей. Южная Корея и Таиланд подвергают продукты из Японии более тщательным проверкам.

Розничная торговля

Японский рынок сохраняет лидирующие позиции по размещению на нем известных брендов, таких как Tiffany & Co, Gap Inc., Polo Ralph Lauren Corp. Последняя получает до 8% в Японии от общего ежегодного дохода в $5 млн, а Tiffany & Co - около 18%. Из 130 магазинов Gap в Японии только два оказались в наиболее пострадавших районах.

Японская катастрофа в большей степени скажется на и так вялотекущих продажах бытовой техники и бытовой химии в развитых странах.

Химическая промышленность

Нефтехимическая промышленность в малой степени пострадала от бедствий в Японии. JX Nippon Oil & Energy Corp. и Mitsubishi Chemical Corp приостановили производство, чтобы справиться с временными отключениями электроэнергии. Многие заводы уже вернулись в режим нормальной работы и постепенно наращивают производство, чтобы восполнить потерянное время. Исключениями являются Maruzen Petrochemical Co. и Cosmo Oil Co: эти два завода пострадали от пожара и еще долго не смогут функционировать. Большую часть производимой продукции нефтехимии Япония потребляет сама: этилен и полипропилен используются для изготовления пластмасс. Экспорт же в основном приходится на соседние азиатские государства.

Для мировой торговли важно производство эпоксидных смол и других малотоннажных пластмасс: они используются в электрических двигателях, компьютерных схемах и для автомобильных покрытий. Из-за отсутствия поставок из Японии в США автопроизводители, в частности General Motors, сокращают выпуск некоторых авто.

По словам Credit Suisse, страна производит 90% смол, используемых для печатных плат. Пока что эти продукты еще есть в запасах Восстановительные работы будут стимулировать спрос в нефтехимии, считают отраслевые эксперты. Однако старение японского населения приведет к сокращению внутреннего рынка, пишет WSJ.

Энергетика

Проблемы с ядерной энергией могут временно увеличить долю ископаемого топлива в энергобалансе страны. Пострадавшие реакторы обеспечивали 8% установленной мощности Японии. На их восстановление уйдет несколько лет. Большая часть потребления в этот период придется на природный газ, его доля вырастет до одной трети, считают в Управлении энергетической информации США. Уже сейчас Япония является крупнейшим импортером сжиженного газа. Ожидается всплеск спроса и на рынке СПГ. Россия пообещала увеличить количество поставок природного газа в Европу по трубопроводам и поставлять больше СПГ в Японию танкерами.

Потребление нефти также возрастет, поскольку Япония задействует резервные дизель-генераторы. Затраты в некоторой степени будут компенсироваться снижением объемов экономической деятельности в стране.

Кризис в мировой ядерной энергетике может продолжаться десятилетиями, но в долгосрочной перспективе низкий уровень парниковых газов, который она выбрасывает, обеспечит ей глобальную роль в глобальной энергетической системе, говорит вице-президент Exxon Билл Килто.

Финансовый сектор

Глобальные банки могут понести убытки по кредитам и пострадать от валютной нестабильности. Ожидается «массовый бум реконструкции в сфере недвижимости и инфраструктуры», прогнозирует главный экономист Citigroup Inc. Вильям Буйтер.

Страховая компания American International Group и перестраховщик Swiss Re оценили свой ущерб в $700 млн и $1,2 млрд. По прогнозам Moody's, глобальные страховщики, такие как Lloyd's of London, будут поглощать значительную часть потерь. Акции трех крупнейших японских страховых компаний Tokio Marine Holdings Inc., Mitsui Sumitomo Insurance и Sompo Japan Insurance упали на 20% в первые 10 дней после катастрофы.

Туризм

Руководство американских авиакомпаний считает, что Япония недолго будет испытывать нехватку туристов. Ущерб могут понести сети отелей в Тихоокеанском регионе из-за снижения потока японских туристов. Некоторые отели, такие как Radisson, не принимают новые брони до конца марта из-за неуверенности в поставках топлива и продовольствия. По словам Симон Барлоу, владеющей брендом Radisson, еще рано говорить о более длительном воздействии, вероятность того, что сократится выездной туризм, намного больше. Он может снизиться на 10%.

Крупнейший американский перевозчик Delta Air Lines Inc. оценил временные убытки от ежедневных рейсов в аэропорт Токио в $250-400 млн от доходов компании в 2011 г. United Continental Holdings Inc. и AMR Corp.'s American Airlines до сих пор не приостановили рейсы в Японию.

Выиграть от сложившейся ситуации могут компании, производящие строительную технику: по некоторым оценкам, на восстановление после землетрясения потребуется до $200 млрд. Большую часть трат возьмет на себя правительство страны, на долю страховых компаний придется около пятой части от общей суммы ($40 млрд). Скорость восстановления Японии будет определять степень тяжести дефицита и масштабы ущерба, который понесет бизнес по всему миру.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more