Почему у Saab и Volvo столь разные судьбы?

Не слишком ли много совпадений? Шведская компания действительно находится в отчаянном финансовом положении: Spyker даже была вынуждена продать инвестфонду Антонова свой бизнес по производству спортивных суперкаров, включая свой бренд (в общем, все то, чем и была Spyker до покупки Saab год назад), чтобы хоть немного сократить долги, у нее не хватает средств и на разработку новых автомобилей, без чего восстановить рыночные позиции будет сложно. Мюллер признает финансовые сложности, но обещает найти деньги, хоть и не говорит, где именно. Какой контраст по сравнению с шведской же Volvo, которая во время кризиса пребывала примерно в том же положении, что и Saab, примерно тогда же была продана китайской Geely и сейчас чувствует себя вполне благополучно, а вчера объявила, что намерена нанять в Европе около тысячи инженеров для работы над новым модельным рядом!

У новых владельцев легендарной Saab в последнее время все валится из рук. Покупая убыточную шведскую компанию, голладская Spyker Cars Виктора Мюллера и Владимира Антонова обещала увеличить ее продажи в 2010 г. до 50 000 - а получилось лишь немногим более 30 000, отчиталась Spyker на прошлой неделе. Вдобавок и сократить убыток не удалось - по итогам прошлого года он составил 218 млн евро. На этот год запланировано увеличить продажи Saab до 80 000 машин, но удастся ли это выполнить - большой вопрос. Неудачи прошлого года руководство компании объясняло изменениями в панели поставщиков, что стало одним из мероприятий по реструктуризации автопроизводителя, но сейчас с поставщиками все в порядке, и намеченные на 2011 г. показатели будут достигнуты, уверяет Spyker.

На этой неделе, однако, выяснилось, что утверждение о том, что с производителями комплектующих все в порядке - слишком сильное. Из-за того что Saab перестал им платить, те отказались от поставок, из-за чего сборочное производство было приостановлено во вторник и среду. Более того, оказалось, что приостановила обслуживать шведское предприятие грузовая "дочка" Deutsche Banh - DB Schenker. Каков размер долга перед ней, представители обеих компаний не раскрыли, но представитель DB заверил The Wall Street Journal, что железная дорога не стала бы отказываться от выполнения своих обязательств по пустякам. Наконец, выяснилось, что от сотрудничества с Saab по той же причине - из-за задержек с оплатой счетов с декабря прошлого года - отказалось работать даже обслуживавшее автопроизводителя рекламное агентство Lowe Brindfors. Мюллер назвал их заявление смехотворным - ведь Saab, заявил он, сам отказался от услуг рекламистов.

Похоже, что GM была не так уж неправа, когда долго не хотела продавать свой убыточный актив другой убыточной компании, к тому же не имеющей никакого опыта в производстве серийных автомобилей. Правда, Антонов утверждал, что причина была другой - американцы заподозрили его в связях с криминальным миром и потребовали от него продать долю в Spyker, чтобы сделка была завершена (это было сделано, а вчера Антонов заявил, что обратился к властям Швеции за разрешением на обратный выкуп доли в Spyker - мол, разногласия с GM уже преодолены).

Возможно, что и этот аргумент играл свою роль в решении американского автоконцерна, но менеджеры компании, в течение ста лет бывшей крупнейшим мировым автопроизводителем, не могли осознавать и другого - в нынешнем глобальном мире невозможно оставаться конкурентоспособным, ориентируясь на массовый рынок и продавая лишь около 100 000 автомобилей в год. И невозможно вывести компанию из кризиса, продавая ее игроку, у которого нет ни опыта, ни значительных финансовых ресурсов, ни нечеловеческого стремления порвать рынок (все это есть у Geely - и потому ее союз с Volvo оказался более продуктивным). Проще уж было вовсе ликвидировать Saab, чтобы не мучался. Чем GM, собственно, чуть было не занялась, но в конце концов передумала.

Впрочем, если GM действительно позволит Антонову, вцепившемуся в Saab мертвой хваткой, войти в состав ее акционеров, у компании появится второй шанс - во всяком случае у русского банкира, судя по его заявлениям, есть финансовые ресурсы, а судя по его действиям - и сильная воля к победе. Не хватает опыта, но это дело наживное.