Статья опубликована в № 2906 от 01.08.2011 под заголовком: Барьер от банкротства

Регулярные рейсы доверят только авиаперевозчикам с 20 однотипными самолетами

Банкротство малоизвестной авиакомпании «Континент» может спровоцировать закручивание гаек на рынке. Росавиация хочет допускать к регулярным рейсам перевозчиков, имеющих в парке не менее 20 однотипных судов. Это лишь ограничит конкуренцию, спорят авиаторы

В пятницу Росавиация сообщила об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Континент» по заявлению ее гендиректора Владимира Красильникова. У перевозчика не нашлось денег на заправку самолетов. Всего же общий долг «Континента» на 29 июля перед российскими аэропортами составлял 32 млн руб., говорится на сайте Росавиации. В середине дня пятницы в аэропортах Сочи, Анапы, Геленджика, Краснодара, Ростова-на-Дону, Красноярска, Петропавловска-Камчатского, Норильска, Благовещенска и Нерюнгри скопилось 1148 пассажиров, рассказал представитель ведомства. Кроме того, «Континент» уже успел продать 37 000 билетов на рейсы до конца сентября. Всего же 29–31 июля было отменено 69 рейсов «Континента», пострадало свыше 3000 человек, сообщила Генпрокуратура. Пассажиров развозят другие авиакомпании, но в южных аэропортах вчера застряли 762 человека.

По данным СПАРК, «Континент» был учрежден в 2007 г. Станиславом Лейченко. Он хорошо известен на авиарынке: бывший военный летчик создал «Атлант-союз» (сейчас этого перевозчика уже нет). Лейченко был и первым гендиректором «Континента». В конце 2010 г. компанию возглавил Красильников, выкупив, по его словам, меньше половины ее акций. «Континент» начинал как грузовой перевозчик. А с 2011 г. вышел на рынок пассажирских перевозок, рассказал «Ведомостям» Красильников. В парке компании 9 Ту-154М.

Но уже в апреле начались проблемы с оборотными средствами, говорит Красильников. Компания договорилась с красноярским филиалом Транскредитбанка (ТКБ) об открытии кредитной линии на 120 млн руб., вспоминает он. Гарантом выступила Транспортная клиринговая палата (ТКП). Первый транш в 35 млн руб. банк выделил месяц назад. Эти деньги закончились, а очередной транш ожидался со дня на день – после предоставления авиакомпанией полугодового баланса, говорит Красильников. Так 28 июля и возник дефицит ликвидности, признается он. Но аэропорты под управлением «Базэл аэро» отказались заправлять самолеты в долг, сокрушается собеседник «Ведомостей», затем похожая ситуация сложилась и в других аэропортах.

Получить комментарии в красноярском филиале ТКБ не удалось. Менеджер центрального офиса банка сказал, что 120 млн руб. – незначительная сумма, она не согласовывается с Москвой, поэтому о кредите «Континенту» ничего неизвестно. По словам Красильникова, 35 млн руб. уже сняты со счетов ТКП, как гаранта, в пользу банка.

Долг авиакомпании считался критичным, парирует гендиректор «Базэл аэро» Сергей Лихарев, не называя суммы. Переговоры велись с 12 июля.

А 28 июля менеджмент «Континента» перестал выходить на связь – его обслуживание прекратилось. По словам Лихарева, после коллапса с «Эйрюнион» в августе 2008 г. аэропорты предпочитают работать по предоплате, а также еженедельно направляют данные по долгам компаний в Росавиацию.

Ведомство знало о непростом финансовом положении «Континента», признается его сотрудник. Но регулятор может приостановить сертификат эксплуатанта в случае задолженности перевозчика перед Пенсионным фондом или персоналом, а их не было.

Во избежание подобных ситуаций впредь Росавиация предлагает допускать к регулярным перевозкам лишь авиакомпании, имеющие в парке не менее 20 однотипных воздушных судов. Этим критериям соответствуют лишь 15 крупнейших перевозчиков (90% пассажиропотока). Все остальные авиакомпании должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков, категорична Росавиация. Каким образом минимальное число лайнеров связано с ситуацией вокруг «Континента», представитель ведомства не объяснил.

Требование выглядит странно, говорит сотрудник «Трансаэро»: можно иметь 100 машин и, продавая билеты по три копейки, прогореть. Любое ограничение конкуренции – зло для российского авиарынка, уверен представитель Sky Express. Так власти фактически закроют рынок для новых игроков – кому под силу ввести сразу 20 лайнеров? Изменения в сертификационные требования вносит Минтранс, его представитель от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать