Чиновники спорят, как решить проблему невывоза грузов

РЖД может получить в аренду до 40% частных полувагонов. Такое предложение есть в проекте правительственного постановления, направленного на борьбу с невывозом грузов
ИТАР-ТАСС

Чьи полувагоны?. 451

тысяча полувагонов насчитывалась в России на середину октября (42% всего железнодорожного парка). На долю РЖД, ПГК и ВГК приходилось 226 000 вагонов, остальное ―– у частных операторов

Из-за чего спор

Именно агентская схема РЖД, введенная в начале года, по мнению чиновников и участников рынка, вызвала сегодняшний кризис на рынке. Все пути забиты – «и вагоны есть, и уголь лежит – никто не едет», констатировал в конце сентября губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. По данным Минэкономразвития, сейчас удовлетворяется лишь 60–65% всех заявок на перевозку грузов.

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект постановления правительства, подготовленный ФСТ, – «Об установлении временного порядка привлечения ОАО «РЖД» под перевозки грузов...». В документе идет речь о самом востребованном парке на железных дорогах – универсальных полувагонах. И большая часть текста – продолжение недавнего поручения вице-премьера Сергея Иванова, который потребовал от РЖД до 1 ноября взять в аренду у своих «дочек», Первой и Второй грузовых компаний, 200 000 полувагонов. Именно это называется «временным порядком». Предполагается, что для Первой грузовой он должен действовать до того, как сменится ее основной собственник (28 октября 75% акций компании будут выставлены на аукцион). А для Второй грузовой – до 31 декабря 2012 г., отмечается в проекте. ФСТ, Минтрансу и РЖД поручается разработать формулу тарифа, который будет действовать для этих арендованных вагонов («с учетом рыночных факторов»). Причем тариф не должен быть фиксированным, как сейчас, а должна появиться вилка (от плюс 10 до минус 30% к результату, который получится по формуле).

Но самый новаторский пункт проекта – подготовить предложения по поправкам в действующее законодательство, которые будут предусматривать «обязанность» частных операторов передавать до 40% парка полувагонов РЖД. На каких условиях должна осуществляться такая передача, до конца не ясно: четкие правила также должны быть разработаны, следует из документа. Но тариф предлагается такой же, как для арендованных вагонов «дочек» РЖД.

Идею о передаче РЖД до 40% частного парка полувагонов лоббирует сама монополия, передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на неназванные источники. То же самое сказал «Ведомостям» чиновник одного из отраслевых регуляторов. Однако представитель РЖД это отрицает: «Нам не принципиально, будут ли частники отдавать 10 или 40%, сейчас цель – решить проблемы с пробками». А вот тарифный коридор действительно необходим – чтобы конкурировать с частниками на общих условиях, добавляет собеседник «Ведомостей».

Впрочем, еще в начале года РЖД предлагала частным операторам передавать ей вагоны по агентским соглашениям – чтобы не сами владельцы парка, а спецподразделение РЖД «Центр фирменного транспортного обслуживания» решало, какие вагоны и в каких направлениях должны везти грузы. Такая схема должна восстановить целостность парка и сократить порожний пробег, т. е. способствовать технологической оптимизации работы перевозчиков, говорил тогда вице-президент РЖД Салман Бабаев.

Никто, кроме ФСТ, не готов поддержать инициативу по передаче РЖД частного парка, уверяет чиновник одного из отраслевых регуляторов: ведомства будут добиваться исключения этой нормы из постановления правительства. Ведь помимо прочего такая инициатива ставит под вопрос успешность продажи 75% Первой грузовой компании, отмечает он: выложив за актив серьезную сумму (стартовая цена – 125 млрд руб.), вряд ли кто-то потом захочет передать до 40% бизнеса в управление РЖД.

Если такое решение будет принято, целесообразность участия в торгах действительно под вопросом, недоумевает сотрудник одного из претендентов на Первую грузовую. Такое предложение может полностью перевернуть рынок, вторит сотрудник другого частного оператора, ведь, получается, РЖД сможет получить под контроль почти половину частного парка и стать доминирующим игроком.

Правда, с официальными заявлениями частники пока не спешат. Операторы критически относятся к подобным идеям – это снизит привлекательность отрасли, заявлял на прошлой неделе председатель президиума НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Сергей Мальцев. Но вчера он от комментариев отказался. Как и представители «Трансойла» Геннадия Тимченко, холдинга UCLH Владимира Лисина и «Нефтетранссервиса» (все трое – претенденты на Первую грузовую).