Российские нефтегазовые компании укрепились в топ-50

"Газпром" в этом году впервые вошел в десятку крупнейших нефтегазовых корпораций Energy Intelligence
С.Портер / Ведомости

Почти все российские компании укрепили свои позиции в новом рейтинге 50 мировых крупнейших нефтегазовых корпораций Energy Intelligence. Рейтинг составляется на основе шести операционных показателей – резервов нефти и газа, уровня добычи ресурсов, их продажи и переработки.

«Газпром» в этом году впервые вошел в первую десятку, сдвинувшись с 12-й на 10-ю строчку. «Лукойл» ближе подошел к десятке лидеров, поднявшись с 17-й на 13-е место. Сургутнефтегаз поднялся на две позиции (с 28-го на 26-е место), ТНК-BP – на две (c 34-го на 32-е), «Новатэк» - на три ступени (с 44-й на 41-ю).

Единственным исключением среди уверенно поднимающегося российского эшелона стала «Роснефть», которая сдала три позиции, переместившись с 19-го на 16-е место. В прежние годы «Роснефть» уверенно наращивала позиции в первую очередь благодаря активам «Юкоса», но этот рычаг исчерпан, отмечает старший аналитик Energy Intelligence Ян Нэтан. «Лукойл» улучшил показатели за счет выбывшей из первой десятки СonocoPhillips, которая вышла из акционерного капитала российской компании, добавляет он.

В первой десятке мировых лидеров – Saudi Aramco, иранская NIOC, Exxon Mobil, венесуэльская PDV, китайская SNPC, BP, Royal Dutch Shell, Сhevron, Total и «Газпром».

Нефтегазовые корпорации развивающихся стан продолжают бросать вызов национальным компаниям и мировым нефгегазовым мейджорам, которые долгое время доминировали в рейтинге, отмечает Energy Intelligence. Рейтинги национальных компаний, как правило, более стабильны из-за незначительной игры на рынке слияний и поглощений (M&A), отмечается в исследовании, мировые западные корпорации - такие, как BP, Statoil и Royal Dutch Shell является одновременно и активными покупателями и продавцами активов, но такая активная перегруппировка портфеля не провоцирует сильных краткосрочных изменений в рейтинге.

Российские компании – активные игроки на рынке M&A, но сильного влияния на рейтинг это пока не оказывает, а сделки зачастую реализуются в виде иностранного партнерства, пишет Energy Intelligence: для «Газпрома» - со стороны ENI, для «Лукойла» - благодаря ConocoPhillips. Российские компании иногда выступают и в роли продавцов - как в случае «Новатэка», главной сделкой которого была продажа активов французской Total (cейчас ее доля составляет 14,09%).

Изменение позиций в рейтинге не всегда может являться результатом собственной стратегии компании, а может являться следствием более агрессивного или, напротив, слишком вялого роста коллег по индустрии, добавляет Нэтан.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать