UC Rusal и «Интеррос» так и не помирились

UC Rusal трижды отказалась продавать блокпакет «Норникеля», несмотря на желание миноритарных акционеров компании

Либо UC Rusal удастся убедить большинство акционеров в целесообразности слияния «Норникеля» с UC Rusal, либо ей придется из «Норникеля» выходить», – заявлял президент «Интерроса» Владимир Потанин в интервью «Ведомостям». Помочь UC Rusal сделать это «Норникель» взялся сам.

«Норильский никель»

горно-металлургическая компания. владельцы – Владимир Потанин (30%), UC Rusal, (25,13%), Corbiere (9,54%), «Металлоинвест» (3,9%). выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – $7,3 млрд. чистая прибыль – $1,8 млрд.

Компания предлагала выкупить у UC Rusal собственные акции, но трижды за год получала отказ. В конце декабря 2010 г. за блокпакет «Норникеля» UC Rusal было предложено $13 млрд, в феврале – 20% за $12,8 млрд и в августе – 15% за $8,75 млрд. Премия к рыночной цене варьировалась от 20% до 1,5 раза. «Обладание уникальным месторождением делает «Норникель» лучшим активом в отрасли. Он может стоить гораздо больше при правильном управлении», – объясняет отказы заместитель гендиректора UC Rusal Максим Соков.

С этим согласны не все акционеры алюминиевого холдинга. «Онэксим» Михаила Прохорова и Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, которые не видели от UC Rusal дивидендов с середины 2008 г., выступали за продажу. Но основной владелец UC Rusal Олег Дерипаска и гендиректор Glencore Айван Глайзенберг были против. «У каждого акционера UC Rusal может быть своя позиция о продаже пакета, и это нормально. Одной из причин может быть, например, горизонт владения акциями», – указывает Соков.

На отказы UC Rusal от продажи «Норникель» отвечал обратными выкупами собственных бумаг. За год он потратил $9 млрд, собрав 16,94% акций (7,4% заложены по сделке репо), премия была от 20% до 1,5 раза. Выкупы – «успешная мировая практика по возвращению денег акционерам наряду с выплатой дивидендов», подчеркивает представитель «Норникеля». У UC Rusal – другая версия (см. врез).

UC Rusal потерпела неудачу и на годовом собрании. Несмотря на то что экс-руководитель администрации президента Александр Волошин прошел в совет директоров «Норникеля» (год назад как раз из-за неизбрания Волошина в совет и возобновился конфликт), председателем совета директоров он не стал. Этот пост занял заместитель гендиректора «Интерроса» Андрей Бугров. Избрание Бугрова, выдвинутого независимыми директорами, для нас означает признание опыта «Интерроса» в управлении «Норникелем», подчеркивает представитель холдинга. Это четкий сигнал UC Rusal о том, кто на самом деле управляет «Норникелем», говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. У UC Rusal нет претензий лично к Бугрову, но председатель совета должен быть независимым, отмечает Соков.

Потанину было бы куда сложнее воевать с UC Rusal, если бы его не поддерживал менеджмент компании, который распоряжается квазиказначейским пакетом «Норникеля» (сейчас – 9,5%, не считая заложенных 7,4%), указывает Смолин. Стржалковского выдвигал Потанин и он работает в интересах «Интерроса», уверен Соков. «Менеджмент старается оставаться вне конфликта», – парирует представитель «Норникеля». Слишком сильный менеджмент – не лучший союзник в акционерном конфликте, замечает Смолин. Поэтому «Интерросу» лучше всего добиться погашения квазиказначейского пакета. Что он и собирается сделать, рассказывали «Ведомостям» близкие к акционерам «Норникеля» источники. Пока таких решений не принималось, подчеркивает представитель «Норникеля».

Конфликт Потанина и Дерипаски из-за контроля над «Норникелем» в 2008 г. остановил кризис. Тогда каждому пришлось «переступить через себя и свои амбиции», рассказывал Потанин. UC Rusal и раньше, и теперь готова к диалогу на равных, убеждает Соков. Что-то не похоже, сомневается источник, близкий к «Интерросу»: «Они говорят о перемирии, а сами подают иски по всему миру». Представитель «Интерроса» вовсе настаивает: «Мы ни с кем не воюем». К мысли о продаже пакета в «Норникеле» UC Rusal мог бы подтолкнуть кризис, рассуждает Смолин: у алюминиевой компании по-прежнему огромный долг ($10,9 млрд), а цены на алюминий падают. Но столь выгодное предложение Дерипаска уже вряд ли получит. Сейчас блокпакет «Норникеля» стоит вдвое дешевле лучшего предложения – $12,8 млрд за 20%. Так что пока враждующим акционерам придется уживаться вместе, резюмирует Смолин.