Статья опубликована в № 3014 от 30.12.2011 под заголовком: Экономное настроение

Ритейл пережил год "гонки вооружений"

Если в 2009 г. капиталоемкая и изрядно закредитованная розница боролась за выживание, в 2010 г. примирялась с новым законом о торговле, то уходящий год, как и докризисные, стал гонкой вооружений крупнейших сетей, старавшихся в короткие сроки открыть максимальное число магазинов. Но теперь предмет их чаяний и тревог – не просто число розничных точек, а сам покупатель, его настроение, готовность тратить и желание экономить
Д.Абрамов

Российские потребители сократили расходы на фоне нестабильных экономических условий в России и мире, объявил в октябре крупнейший по выручке российский ритейлер X5 Retail Group. Тогда это заявление наделало много шума. Но вслед за X5 в том, что выручка у них растет медленнее, чем в начале года, стали признаваться и другие крупные сети, утверждая, впрочем, что дело не в начавшемся спаде потребления, а в необычно низкой продовольственной инфляции (6%, по словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, в 2009 г. – 6,1%). «Когда мы в начале октября объявили, что видим замедление спроса, на нас посыпался вал вопросов: что происходит, является ли это только ситуацией в Х5, в отрасли, в стране, в мире? С октября прошло два месяца, отчитались другие компании и показали результаты, схожие с результатами Х5. Глобальные ритейлеры – Carrefour, Tesco, Metro Group – объявили, что результаты в 2011 г. будут ниже ожиданий», – рассказывал гендиректор X5 Андрей Гусев на конференции «Ведомостей» в декабре.

Гусев не считает, что это начало кризиса. «Думаю, мы сталкиваемся с явлениями более сложного порядка: отрасль вступает в пору первой зрелости», – говорит он. Теперь, по его мысли, розница увидит переток клиентов из уже работающих магазинов во вновь открывающиеся. Торговля должна адаптироваться к снижающейся выручке на квадратный метр и быть разборчивее в инвестициях, предупреждает Гусев.

Российские потребители оптимистичнее европейцев. Индекс потребительского доверия ВЦИОМ, например, вырос в октябре по сравнению с летом с 43 до 46 пунктов, достигнув максимума за год. Индекс потребительского доверия Nielsen в России в III квартале 2011 г. увеличился на семь пунктов по сравнению со II кварталом – до 89 пунктов, в то время как в мире он преимущественно падал. Уверенность европейских потребителей в завтрашнем дне оставалась на низком уровне: европейцы планировали потратить на праздники на 1% меньше, чем год назад, а россияне вместо урезания бюджета планировали его рост – на 11%, констатирует Deloitte. Получается, что россиян тревоги европейских потребителей из-за неопределенности экономической ситуации обходят стороной.

Но потребители в России отвечают на проблемы в экономике замедлением трат как минимум через два квартала после «шока», как показал кризис конца 2008 – начала 2009 г., говорится в обзоре главного экономиста по России и СНГ «Ренессанс капитала» Ивана Чакарова. А дна потребительский спрос достигает примерно через год после начала кризиса, пишет он. Но реального кризиса потребления, т. е. снижения оборота розничной торговли, в следующем году экономист не ждет: рост социальных расходов на 9,2% в первом полугодии 2012 г. и умеренная инфляция (около 6%) поддержат уверенность российского потребителя в завтрашнем дне, так что реальный уровень потребления продолжит расти, ожидает он.

«Ромир» (эта компания анализирует траты домохозяйств, основываясь на дневниках покупок более 1000 семей) на протяжении 10 лет наблюдал рост потребления – и в России более интенсивный, чем в Европе. Но этой осенью ситуация начала меняться, говорит президент «Ромира» Андрей Милехин: в октябре траты выросли на 1,8%, хотя во все предыдущие периоды, кроме кризисного 2008 года, рост был на уровне 5–6% по отношению к предыдущему месяцу.

«[Розничный] рынок становится нормальным: наступает взросление, у потребителя появляется рыночная рациональность», – считает Милехин. Все больше сегментов розничной торговли достигают насыщения, начинается реальная конкуренция, соглашается директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Очень легко расти на пустом рынке, легко вытеснять неорганизованную торговлю, но сейчас мы видим, что в сегментах FMCG, DIY, обуви, одежды и аксессуаров складывается реальная конкуренция», – замечает он.

Пока рынок рос или испытывал кризис, российские розничные операторы выигрывали, говорит Милехин. Теперь «конкуренция будет другой» и инструменты и опыт международных игроков начнут очень сильно давить на наш рынок, считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать