Правила игры на табачном рынке радикально изменились
Российский Минздрав подготовил законопроект, радикально меняющий правила игры на табачном рынке. Запреты могут стать самыми жесткими за всю российскую историю. В борьбе против курения российское правительство не отстает от других странМинздравсоцразвития летом подготовило законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Авторы документа предлагают запретить табачным компаниям любую рекламу, спонсорство и благотворительность, а рознице – продажу сигарет в торговых точках площадью менее 50 кв. м, в остальных же торговых точках предлагается продавать табачные изделия без выкладки – выбирать товар можно будет лишь по отдельному прейскуранту. С 2014 г. предлагается запретить курение на транспорте и в аэропортах, еще через год – в гостиницах, кафе и ночных клубах. Оборот табачных изделий предлагается учитывать с помощью специальной системы электронного учета – по аналогии с алкогольной ЕГАИС.
Еще в 2008 г. Россия ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, на основе требований этого документа правительство приняло Концепцию противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг. Эта концепция и предусматривала подготовку законопроекта «О защите здоровья...». Готовя законопроект, чиновники опирались в том числе на результаты опроса (проведенного ИИЦ «Статистика России» в сотрудничестве с Росстатом, Институтом пульмонологии и проч.), результаты которого свидетельствуют: в России курят 43,9 млн взрослых, т. е. почти 40% населения.
Сами табачники называют законопроект «дорогой в никуда». Их главный аргумент – закон, если будет принят, негативно скажется на доходах государства, поскольку борьба с табакокурением граждан фактически заменена на борьбу с бизнесом, платящим налоги, заявляют представители табачных компаний. Но если документ все-таки будет принят, табачники обещают продолжать работать по действующему законодательству.
«У табачников в России сильное лобби и есть возможности минимизировать свои риски», – говорит Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. Например, жесткий для отрасли техрегламент «Евразэс» был фактически похоронен табачными лоббистами, а вместо него сейчас разрабатывается более мягкий техрегламент Таможенного союза, напоминает он.
В борьбе против курения российское правительство не одиноко. В уходящем году Австралия первой в мире приняла закон, обязывающий продавать сигареты в пачках без признаков бренда. Продажа сигарет, сигар и трубочного табака разрешается в одинаковых пачках оливкового цвета с крупной надписью, предупреждающей о вреде для здоровья. Идею продажи сигарет в одинаковой простой упаковке в 2005 г. предложила Всемирная организация здравоохранения. Австралийский закон без особого труда прошел через местный парламент и должен вступить в силу в декабре 2012 г. British American Tobacco, Imperial Tobacco и Philip Morris уже подали судебные иски о защите ценности своих брендов и интеллектуальной собственности. Табачные компании опасаются, что вступление в силу этого закона может создать прецедент глобального масштаба. За развитием событий в Австралии пристально наблюдают правительства европейских стран, Канады и Новой Зеландии, всерьез рассматривающие возможность принять аналогичные законы.