Правила игры на табачном рынке радикально изменились

Российский Минздрав подготовил законопроект, радикально меняющий правила игры на табачном рынке. Запреты могут стать самыми жесткими за всю российскую историю. В борьбе против курения российское правительство не отстает от других стран

Минздравсоцразвития летом подготовило законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Авторы документа предлагают запретить табачным компаниям любую рекламу, спонсорство и благотворительность, а рознице – продажу сигарет в торговых точках площадью менее 50 кв. м, в остальных же торговых точках предлагается продавать табачные изделия без выкладки – выбирать товар можно будет лишь по отдельному прейскуранту. С 2014 г. предлагается запретить курение на транспорте и в аэропортах, еще через год – в гостиницах, кафе и ночных клубах. Оборот табачных изделий предлагается учитывать с помощью специальной системы электронного учета – по аналогии с алкогольной ЕГАИС.

Еще в 2008 г. Россия ратифицировала рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, на основе требований этого документа правительство приняло Концепцию противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг. Эта концепция и предусматривала подготовку законопроекта «О защите здоровья...». Готовя законопроект, чиновники опирались в том числе на результаты опроса (проведенного ИИЦ «Статистика России» в сотрудничестве с Росстатом, Институтом пульмонологии и проч.), результаты которого свидетельствуют: в России курят 43,9 млн взрослых, т. е. почти 40% населения.

Сами табачники называют законопроект «дорогой в никуда». Их главный аргумент – закон, если будет принят, негативно скажется на доходах государства, поскольку борьба с табакокурением граждан фактически заменена на борьбу с бизнесом, платящим налоги, заявляют представители табачных компаний. Но если документ все-таки будет принят, табачники обещают продолжать работать по действующему законодательству.

«У табачников в России сильное лобби и есть возможности минимизировать свои риски», – говорит Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. Например, жесткий для отрасли техрегламент «Евразэс» был фактически похоронен табачными лоббистами, а вместо него сейчас разрабатывается более мягкий техрегламент Таможенного союза, напоминает он.

В борьбе против курения российское правительство не одиноко. В уходящем году Австралия первой в мире приняла закон, обязывающий продавать сигареты в пачках без признаков бренда. Продажа сигарет, сигар и трубочного табака разрешается в одинаковых пачках оливкового цвета с крупной надписью, предупреждающей о вреде для здоровья. Идею продажи сигарет в одинаковой простой упаковке в 2005 г. предложила Всемирная организация здравоохранения. Австралийский закон без особого труда прошел через местный парламент и должен вступить в силу в декабре 2012 г. British American Tobacco, Imperial Tobacco и Philip Morris уже подали судебные иски о защите ценности своих брендов и интеллектуальной собственности. Табачные компании опасаются, что вступление в силу этого закона может создать прецедент глобального масштаба. За развитием событий в Австралии пристально наблюдают правительства европейских стран, Канады и Новой Зеландии, всерьез рассматривающие возможность принять аналогичные законы.