«О’кей» растет медленнее конкурентов

Первая после публичного размещения годовая отчетность розничной сети «О’кей» оказалась гораздо скромнее обещаний компании: продажи в 2011 г. не дотянули до прогнозов менеджмента, к тому же компания не справилась с открытием всех запланированных гипермаркетов
Е.Кузьмина/ Ведомости

В ноябре 2010 г. «О’кей» привлекла $161 млн на Лондонской фондовой бирже и $149 млн из них обещала потратить на открытие новых магазинов. В инвестмеморандуме к размещению ритейлер называл своей целью удвоение ввода новых магазинов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. Но не вышло: за прошедший год компания открыла 14 магазинов, в том числе семь гипермаркетов, в 2010 г. – 11, семь из которых гипермаркеты. Открытие еще четырех гипермаркетов было отложено на 2012 г. из-за административных трудностей, они откроются в январе-феврале, пообещал вчера гендиректор «О’кей» Патрик Лонге инвесторам на телефонной конференции.

O’key Group

управляет розничной сетью из 71 магазина, включая 42 гипермаркета.. Акционеры: Дмитрий Коржев (28%), Дмитрий Троицкий (28%), Борис Волчек (22,2%), Хиллар Тедер (7,3%), free float – 14,5%. Капитализация (LSE) – $1,86 млрд. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – 42,8 млрд руб. чистая прибыль – 1 млрд руб.

Выручка ритейлера тоже не сошлась с прогнозом. В начале прошлого года менеджмент сети ориентировал инвесторов на увеличение выручки до 99 млрд руб., в октябре снизил прогноз до 94–97 млрд руб. Итоговый результат оказался еще ниже: выручка «О’кей» за 2011 г. выросла на 12,9% до 92,2 млрд руб. Эта сумма не включает рекламных доходов и выручки от сдачи в аренду недвижимости, с ними продажи сети будут чуть выше 93 млрд руб., сказал Лонге.

Пока из FMCG-ритейлеров операционные результаты 2011 г. раскрыл только «Магнит». Его выручка увеличилась на 42,1% до 335,6 млрд руб., также не дотянув до прогноза в 43–48%, озвученного в октябре. Гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий объяснил это рекордно низкой продовольственной инфляцией – за 2011 г. продукты питания подорожали всего на 3,9% по сравнению с 12,9% в 2010 г. Но в этих условиях сопоставимые продажи магазинов «Магнита», работающих больше года (LFL), увеличились на 11,1%. LFL-выручка «О’кей» выросла на 5,3% при росте среднего чека на 5,5% и снижении числа покупателей на 0,2%. За девять месяцев 2011 г. крупнейший по выручке российский ритейлер X5 Retail Group увеличил продажи на 40% до 329,2 млрд руб.

Наверстать упущенное Лонге обещает в этом году: в 2012 г. ритейлер рассчитывает открыть 13 новых гипермаркетов (в дополнение к четырем в начале года) и 5–10 супермаркетов, потратив на эти цели около 14 млрд руб. Гендиректор сети ориентирует инвесторов на рост выручки на 25–30% при увеличении сопоставимых продаж примерно на 7% (трафик может вырасти на 1%, средний чек – на 6%).

Инвесторов прогнозы Лонге, по всей видимости, обнадежили: бумаги «О’кей» на Лондонской бирже подорожали на 3,9% до $6,91 за штуку, в то время как «Магнит» потерял 1,1%, а Х5 выросла на 0,5%. «О’кей» в ходе IPO продавала акции по $11, к июлю 2011 г. они даже подросли в цене – до $11,8, но после публикации полугодовых результатов, когда компания отчиталась о росте выручки на 12%, котировки начали снижаться и к началу октября акции стоили вдвое дешевле, чем на IPO, – $5,4.

«Инвесторов обнадежила хорошая динамика по сопоставимым магазинам в конце года», – добавляет аналитик ING Анна Кочкина. Но, по ее словам, результатом активной маркетинговой политики в конце года может стать снижение рентабельности по EBITDA – она может оказаться ниже прогноза в 8%, озвученного ранее менеджментом сети.