Москва против страхования ответственности перевозчиков

Как стало известно «Ведомостям», Москва пытается изменить закон о страховании ответственности перевозчиков: он может стоить городу до 2 млрд руб. в год
Д.Гришкин/ РИА НОВОСТИ

Страховщики считают иначе. Это абсолютно нормальный и нужный вид страхования, говорит гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев, пассажиры должны быть защищены, значит, лимиты и, следовательно, тарифы «должны быть приличными». Объем этого рынка Григорьев оценивает в 10 млрд руб.

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2013 г. и его действие распространится на все виды перевозок, включая метрополитен, кроме такси. Страховая выплата за причинение вреда жизни пассажира составит 2,025 млн руб., здоровью – 2 млн руб., имуществу – 23 000 руб.

Столичные чиновники забеспокоились, что закон ударит по бюджету города, а мэр Сергей Собянин написал спикеру Думы Сергею Нарышкину, что законопроект нуждается в серьезной доработке («Ведомостям» удалось ознакомиться с письмом).

Страховка обойдется двум основным городским перевозчикам – метрополитену и «Мосавтотрансу» – до 2,2 млрд руб. ежегодно (см. врез), рассказал близкий к одному из этих предприятий источник. Около 30% этих затрат ляжет на бюджет города, отмечает Собянин, ведь в метро льготников 30%, а на наземном транспорте – до 70%, но расходы на их страхование не могут быть включены в цену билета.

Кроме того, документ не дает полной гарантии возмещения вреда жизни или здоровью пассажира, отмечает мэр. Например, пассажир страхуется только на момент поездки – с момента входа в транспорт до выхода из него. Если же человек пострадал на перроне метро, ему не полагается страховое покрытие, заключает Собянин, не являются страховым случаем и падения пассажиров на рельсы и с эскалаторов, хотя большинство несчастных случаев происходит как раз вне вагонов. В 2010 г. зарегистрировано 89 несчастных случаев в процессе посадки/высадки пассажиров, а всего на территории метрополитена – более 2600. Похожая статистика и в 2011 г., при этом зарегистрирован лишь один иск к метрополитену о возмещении ущерба на 82 624 руб.

Пассажиры будут щедро оплачивать услуги страховщиков, резюмирует Собянин.

Связаться с зампредом комитета по финансовому рынку Госдумы Владиславом Резником, который занимается законопроектом, не удалось.

Другие регионы не видят проблемы и возможные траты на страхование пока не оценили. Правительства Петербурга, Татарстана и Новосибирска не подсчитывали возможные убытки, говорят их сотрудники. У чиновника комитета финансов Петербурга «много вопросов к этому проекту» – например, критерии отбора страховщиков. «Этот законопроект обсуждают уже несколько лет, я очень сомневаюсь в его применимости», – говорит он.