РЖД увеличила расходы на инфраструктуру

«Российские железные дороги» (РЖД) пересмотрели инвестпрограмму на 2012 г. и разработали программу вложений до 2015 г. Основным источником финансирования станут собственные средства компании
А.Махонин/ Ведомости

«Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционеры: 100% – у государства. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.): выручка – 691 млрд руб., прибыль – 67 млрд руб.

Первый зампред правительства Игорь Шувалов в конце февраля поручил РЖД увеличить инвестиции – для расширения пропускной способности Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. По этим веткам грузы доставляются к портам Дальнего Востока. Дальневосточные стивидорные компании и грузоотправители не раз жаловались, что пропускных способностей этих веток не хватает.

Поручение Шувалова стало поводом для корректировки инвестиционной программы и финансового плана РЖД на 2013–2015 гг. (копия есть у «Ведомостей»). На прошлой неделе проект новых финплана и инвестпрограммы отправлен в правительство.

По новому проекту в 2012 г. инвестпрограмма вырастет на 18,7 млрд руб. до 447,1 млрд, в 2013 г. – на 36 млрд до 377 млрд, в 2014 г. останется неизменной – 367 млрд, а в 2015 г. составит 383,6 млрд, всего инвестиций, таким образом, более 1,1 трлн руб. Какие средства понадобятся БАМу и Транссибу, пока непонятно. В пояснительной записке к финплану РЖД сказано лишь то, что на увеличение пропускной способности по направлению к основным российским портам пойдет почти половина инвестиций – 520 млрд руб. Вероятно, вырастут инвестиции в развитие железнодорожных подходов к портам Новороссийск, Усть-Луга, Приморск, Мурманск, отмечает генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Увеличение инвестпрограммы, по словам сотрудника РЖД, произошло в основном за счет новых проектов – например, в 2012 г. 500 млн руб. понадобилось на разработку проектной документации ветки Тобольск – Сургут – Коротчаево. Эта статья расходов появилась после подписания соглашения с «Новатэком» в феврале. Увеличилась инвестпрограмма на 2012 г. также из-за того, что РЖД решила купить 180 локомотивов на 15,2 млрд руб. За счет каких проектов произойдет увеличение инвестпрограммы на 2013–2015 гг., сотрудник РЖД не сказал.

Увеличенная инвестпрограмма будет финансироваться в основном за счет собственных средств РЖД, в том числе заемных, говорит ее сотрудник. РЖД предлагает включить инвестиционную составляющую в размере 4% в тариф, сказано в документе Минтранса. Таким образом, в 2013 г. монополия предлагает индексировать тариф на 11%, в 2014–2015 гг. – на 5%. Повышение тарифов неизбежно приведет к удорожанию товаров, уверен сотрудник компании-грузоотправителя. А сотрудник Минэкономразвития заявил, что министерство будет выступать против включения в 2013 г. инвестсоставляющей в грузовые тарифы и их индексацию на 11%.

Другой источник финансирования – инфраструктурные облигации: РЖД уже несколько лет предлагает правительству выпустить такие бумаги на 400 млрд руб.