«Нортгаз» пожаловался президенту на материнскую компанию «Газпром»

Совладелец «Нортгаза» Фархад Ахмедов пожаловался президенту Дмитрию Медведеву на своего партнера – «Газпром», который, по его словам, не выполняет акционерного соглашения, подписанного с ведома Медведева. Но в суд Ахмедов не торопится
Д.Гришкин/ Ведомости

«Нортгаз»

нефтегазовая компания. владельцы: «Газпром» (51%), Фархад Ахмедов (49% через компанию R.E.D.I.). план по добыче на 2012 г. – 4–4,5 млрд куб. м, из них 3,2–3,4 млрд куб. м предполагалось к поставке в адрес «Газпром межрегионгаза».

После почти полугода безуспешной переписки с менеджментом «Газпрома» о новых условиях сотрудничества (см. врез) Ахмедов, который через кипрскую R.E.D.I. владеет 49% «Нортгаза» (еще 51% – у «Газпрома»), обратился к президенту Дмитрию Медведеву. В его письме (у «Ведомостей» есть копия) говорится, что монополия «систематически» нарушала условия акционерного соглашения, подписанного в июне 2005 г. и согласованного с Медведевым, который тогда возглавлял совет директоров «Газпрома». Ахмедов надеется, что вмешательство президента «позволит обеспечить соблюдение» соглашения со стороны «Газпрома» и избежать суда, который он считает «крайней мерой», следует из документа.

Представитель Ахмедова подтвердил факт отправки такого письма. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова и его советник Аркадий Дворкович сказали, что не слышали про письмо совладельца «Нортгаза». Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

Подписывая это соглашение, «Газпром» обязался гарантировать стабильное развитие «Нортгаза» в интересах его акционеров, напоминает Ахмедов в письме: заключать с «Нортгазом» коммерческие договоры, в том числе по переработке газа, и не предпринимать действий, приводящих к снижению стоимости компании. Но практически сразу «Газпром» стал нарушать договор, утверждает бизнесмен: продукция «Нортгаза» закупалась по заниженным ценам, а самой компании приходилось оплачивать услуги «дочек» «Газпрома» по максимальным ставкам. То есть монополия стала рассматривать «Нортгаз» как «центр затрат».

Ахмедов утверждает, что из-за действий «Газпрома» «Нортгаз» несет существенные убытки, под угрозой оказалось выполнение его инвестпрограммы, существенно занижается капитализация компании. По словам бизнесмена, он не менее 15 раз обращался к руководству «Газпрома», но монополия «не принимает мер по урегулированию ситуации». Бизнесмен собирается обратиться в Лондонский международный третейский суд (соглашение составлено по английскому праву) с иском о взыскании убытков, а также потребовать у монополии выкупить его пакет по рыночной цене (это тоже, по его словам, предусмотрено договором). В прошлом году бизнесмен оценил свой пакет в $1,8 млрд, но его продажа «Интер РАО» не состоялась.

Для стороннего наблюдателя этот внутрикорпоративный конфликт остается загадкой, ведь «Нортгаз» – это ЗАО и отчетность он не публикует, отмечает аналитик Номос-банка Денис Борисов. Повышение НДПИ вовсе не означает, что «Газпром» должен повысить цену закупаемого у «Нортгаза» сырья, так как на рынке существуют альтернативные предложения по прошлогодним ценам (например, от «Лукойла») – $40–60 за 1000 куб. м, добавляет он.