Туроператор "Идеальный мир" использовал новую схему мошенничества

Против туристической компании возбуждено административное и уголовное производство, ее клиенты возвращаются в Москву за свой счет
Е.Кузьмина/ Ведомости

К утру понедельника оказалось, что уже более 100 туристов не смогли вылететь из Москвы в Израиль, поскольку компания "Идеальный мир" не оплатила их авиаперелет. В Израиле с минувшего воскресенья по той же причине застряли порядка 60 клиентов компании. Столько же людей не смогли вылететь из Иордании. Часть из них вернулась в Россию за свой счет, незапланированные расходы им должна возместить страховая компания. Финансовая ответственность компании застрахована на 30 млн руб. в "Росгосстрахе". По предварительным данным, суммы гарантий должно хватить всем пострадавшим, сообщал днем ИТАР-ТАСС. Однако позже в Ростуризме заявили "РИА Новости", что договор страхования ответственности с "Росгосстрахом" туроператор заключил, но не перевел вовремя страховую премию.

ГУ МВД Москвы возбудило против руководства турфирмы "Идеальный мир" уголовное дело по статье "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". Как сообщает официальный сайт управления, дело возбуждено по заявлениям пострадавших граждан. В ночь на понедельник в заброшенном офисе компании прошли обыски. Сотрудники полиции изъяли "финансовые документы, подтверждающие мошеннический характер действий" руководства "Идеального мира" и ее руководителей", - говорится в сообщении. Ранее пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев говорил, что ведомство направило письмо в столичный главк полиции с просьбой о проверке компании.

Ранее в понедельник управление Роспотребнадзора по Москве сообщило, что ведет административное расследование в отношении этой компании, которая в минувшие выходные приостановила свою деятельность и оставила клиентов на произвол судьбы. Как сообщает сайт федеральной службы, административное дело возбуждено по статье "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований".

По словам Мосеева, в подлиннике договора "Идеального мира" с "Росгосстрахом" от 30 мая 2011 г. прописано, что в случае, если туроператор не уплачивает в установленный договором срок страховую премию, договор считается утратившим силу. "Росгосстрах", ссылаясь на этот пункт, утверждает, что "Идеальный мир" не проплатил страховую премию в установленный договором срок, до сентября 2011 г., и считает его недействительным," - заявил представитель Ростуризма. Страховая компания по закону не обязана извещать ведомство о прекращении действия договора. Мосеев отметил, что пока рано делать выводы о последствиях этой ситуации для клиентов "Идеального мира".

Как заявила "РИА Новости" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, "Идеальный мир" применил новый вид мошенничества - выписал клиентам поддельные обратные билеты. Официальный представитель АТОР Ирина Тюрина пояснила "РИА Новости", что при регистрации перед вылетом домой туристы обнаружили, что выданные им бумаги, похожие на распечатки электронных билетов, оплаченным билетам не соответствуют.

Ломидзе также сказала, что считает неправомочными действия авиакомпании "Трансаэро", которая повторно взяла деньги с восьми клиентов "Идеального мира". "Если билеты были включены в туроператорский пакет и туристы улетели к пункту назначения, то брать с них деньги повторно за возврат неправильно", - сказала она. Впрочем, в "Трансаэро" заявили, что никогда не сотрудничали с "Идеальным миром". По словам пресс-секретаря Ростуризма Олега Мосеева, попавшим в беду туристам эта авиакомпания предложила билеты из Тель-Авива в Москву по льготной цене - $260.

Ранее сообщалось, что у компании "Идеальный мир" образовались большие долги перед принимающими партнерами в Израиле, из-за которых те отказались сотрудничать с российским туроператором. В воскресенье прекращение деятельности компании стало сюрпризом даже для ее дежурных сотрудников. Как рассказала Тюрина, оказалось, что в московском офисе "Идеального мира" сняты таблички, на телефоны никто не отвечает, продажа туров прекращена. Связаться с руководством компании пока не могут ни клиенты, ни АТОР, ни Ростуризм.

Компания "Идеальный мир" работала на российском рынке с 2005 г. Она организовывала туры в Израиль, Иорданию, Чехию, Индонезию, Белоруссию и на Украину, а также предлагала индивидуальные программы.

В последний раз перед этим крупные неприятности были у клиентов туроператора "Ланта-тур". 27 января эта компания прекратила работу после отказа одного из его основных кредиторов — Мастер-банка — предоставить кредит в 30 млн руб. В тот момент за границей находились более 3000 клиентов «Ланта-тур», многие из которых столкнулись с проблемами при выселении из гостиниц. По указанию премьер-министра Владимира Путина ВТБ 1 февраля выдал «Ланта-тур» пятилетний кредит на $7 млн, который пошел на погашение задолженностей компании перед отелями, чтобы туристы могли вернуться домой. Поручителями стали топ-менеджеры и совладельцы «Ланта-тур» Людмила и Игорь Пучковы. Поскольку ВТБ становиться собственником турфирмы не захотел, других инвесторов компания не нашла, 29 февраля Ростуризм исключил компанию «Ланта-тур» из Единого федерального реестра туроператоров.

В 2010 г. разорился еще один туроператор - "Капитал тур", от приостановки его деятельности пострадали более 8300 человек. Компания не сумела договориться с кредиторами и потенциальными инвесторами и в декабре 2010 г. подала заявление о банкротстве.

В апреле в Госдуму поступил законопроект, который предлагает обязать туроператоров, продающих путевки за рубеж, с 2013 г. отчислять 0,1% выручки в фонд для оказания экстренной помощи туристам. Уже в 2013 г. его размер может составить 250-300 млн руб. Операторы, которые начнут работу после 2013 г., обязаны будут оплатить вступительный взнос в размере 100 000 руб. Законопроект был разработан по поручению премьера. После проблем "Ланта-тура" Путин распорядился досконально проработать законодательство, пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.