Российские нефтяные компании делают ставку на туристов

У российских нефтяных компаний новая мода: одна за другой они строят на трассах многофункциональные АЗС с дополнительными услугами – душевыми кабинами, стоянками, прачечными и мотелями
И.Петров/ Photoxpress

«Роснефть», как и ТНК-ВР, сделала ставку на автотуристов, в первую очередь тех, кто приедет в Россию на Олимпиаду 2014 г. В прошлом году компания начала строительство многофункциональных АЗС вдоль трасс, ведущих в Сочи, рассказывает представитель госхолдинга. По его словам, станции будут специального олимпийского формата: с соответствующей символикой, сувенирами и англоговорящим персоналом. На них также предполагается увеличенная санитарная зона с душевыми и постирочными, охраняемая стоянка для грузового транспорта, мойка и мотель. На 120 «олимпийских» АЗС (из них 66 – МАЗК) «Роснефть» собиралась потратить 13 млрд руб. Но сейчас программу решили сократить, говорит представитель госхолдинга: инвестиции будут уменьшены (их размер пока не определен), а комплексов останется около 20.

ТНК-BP планирует в течение двух-трех лет открыть более 30 многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК) под брендом BP на ключевых трассах европейской части России, инвестировав более 5 млрд руб., передал «Ведомостям» первый заместитель исполнительного вице-президента компании по переработке и торговле Амир Фейзулин. Главная особенность таких комплексов – полный спектр услуг: на них предусмотрены отдельные заправочные площадки для грузовых автомобилей, парковки на 12 грузовых и 10 легковых авто, душ, стирка и сушка белья, а также кафе с завтраками и обедами. Строительство каждого МАЗК обойдется ТНК-BP примерно в 166 млн руб. – в среднем вдвое дороже, чем строительство обычной заправки (70–90 млн руб.). Зато продажи топлива на таких супер-АЗС на 60–170% выше, утверждает Фейзулин.

Программа строительства МАЗК стартовала в апреле 2011 г., сегодня уже построено восемь таких комплексов под брендом ВР – в Тверской, Смоленской и Московской областях.

На комплексах на трассах М1 «Беларусь» и М4 «Дон» компания планирует еще более расширенный спектр услуг – техсервис для автомобилей, парковки для кемпингов и другие полезные для туристов услуги – например, возможность подзарядить телефон, рассказывает сотрудник ТНК-BP. «Мы сделали ставку на эти трассы, потому что обратили внимание на рост числа людей, путешествующих на автомобилях в Европу и на юг, к морю», – объясняет он.

Расширять спектр услуг на АЗС нефтяники начали несколько лет назад, один за другим открывая на своих заправках кафе, магазины и автомойки. Но полноценные МАЗК стали появляться лишь сейчас, говорят сотрудники нефтяных компаний. «Лукойл» открыл первый комплекс в прошлом году, а сегодня у компании уже около 10 супер-АЗС, рассказывает близкий к компании источник. «Газпром нефть» и «Башнефть» тоже собираются развивать многофункциональные комплексы, отмечают их представители.

В прошлом году «Автодор» разыграл на конкурсах право на строительство 27 многофункциональных комплексов с мотелями, говорит представитель госкомпании: среди победителей ТНК-BP, «Роснефть», «Газпром нефть» и «Татнефть».

За счет дополнительных услуг владельцы заправок могут почти вдвое увеличить доходы, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Правда, предупреждает, что мотели при АЗС редко пользуются спросом и скорее всего будут убыточными. Новые услуги увеличили продажи бензина на АЗС на 20%, а товаров в магазинах – на 50%, рассказывал «Ведомостям» сотрудник ТНК-ВР.