Обувной бизнес экс-владельца «Эльдорадо» набирает обороты

Обувной бизнес экс-владельца торговой сети «Эльдорадо» Игоря Яковлева набирает обороты. Как стало известно «Ведомостям», за последние полтора месяца бизнесмен открыл 80 магазинов Kari в России, Польше, на Украине и в Казахстане, а к концу года сеть должна вырасти более чем в 3 раза
А.Махонин/ Ведомости

Первые 10 обувных магазинов Kari открылись в июне в Польше, рассказал «Ведомостям» Яковлев. Сегодня работает шесть точек на Украине, пять в Казахстане и 59 в России (в том числе две в Москве). 75% ассортимента – женская обувь, оставшиеся 25% – мужская и аксессуары. Средний чек за пару – $20. Обувь шьется по заказу в Китае.

Сеть активно ищет персонал. Сайты по поиску работы (hh.ru, joblab.ru, job-mo.ru и проч.) сообщают о десятках вакансий в ООО «Кари» (управляющая компания) – от директоров магазинов до кассиров. Бизнес развивается активнее, чем я предполагал, делится Яковлев, к концу года будет открыто не менее 260 точек. Инвестиции до конца года – $150 млн; это, по словам Яковлева, его собственные средства. В презентации Kari указано, что до конца 2014 г. будет открыто 1000 магазинов. Маржинальность бизнеса Яковлев оценивает в 15% по EBITDA.

Kari подбирает под магазины помещения площадью 200–300 кв. м, знает Борис Маца из Cushman & Wakefield (консультанты Яковлева по торговой недвижимости). «Причем выбирают только лучшие центры и самые качественные площадки. Это политика нового бренда – ему нужно все время быть на виду», – говорит он. Открыть 260 магазинов до конца года вполне реально, считает Маца: «В команду Kari пришли опытные специалисты по логистике и развитию из «Эльдорадо» со сложившимися отношениями с арендодателями, что помогает быстро входить в проект». ООО «Кари» руководит экс-финдиректор «Эльдорадо Украина» Валентин Дмитриев и все региональные директора перешли из «Эльдорадо», подтвердил Яковлев.

Яковлев – создатель крупнейшего российского электронного ритейлера «Эльдорадо». В 2009 г. он отдал контроль в компании за долги: 50% плюс 1 акция достались чешской PPF Group и ее структурам, в сделку вошли и девелоперские проекты бизнесмена Advantage Group и «Реал эстейт девелопмент». С июля 2011 г. PPF контролирует 100% «Эльдорадо».

По данным Национального обувного союза, российский рынок обуви малоконсолидирован, на долю крупнейшей розничной сети «Центробувь» едва приходится 3% (см. таблицу). В 2012 г. объем рынка будет 900 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), львиную долю составит импорт, прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Огромная часть рынка серая: по данным обувного союза, в 2011 г. в России было продано 500–560 млн пар, при этом, по официальным данным, в России производится всего 55 млн пар и импортируется около 300 млн пар.

По расчетам Euromonitor, которые опираются на официальные данные, в 2011 г. рынок обуви в Польше составил $2,8 млрд, в России – $17,2 млрд, на Украине – $3,7 млрд; прогноз на 2012 г.: по Польше – рост 0%, по России – 7%, по Украине – 11%.

Обувные эксперты не верят в успех Яковлева. В отличие от рынка бытовой техники, на котором Яковлев добился успехов, на обувном очень высокую роль играет сезонность продаж и такое понятие, как мода, указывает гендиректор обувного союза Наталья Демидова.