Жевательный и нюхательный табак может попасть под запрет

Жевательный и нюхательный табак в России, возможно, доживает последние дни. Внесенный Минздравом в правительство проект антитабачного закона предусматривает запрет на продажу некурительных табачных изделий

Запрещается оптовая и розничная продажа некурительных табачных изделий, говорится в финальном варианте законопроекта «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который на прошлой неделе внес в правительство Минздрав. К некурительным табачным изделиям по техническому регламенту относятся нюхательный и жевательный табаки.

Это не техническая ошибка, запрет в документе действительно содержится, сказал «Ведомостям» замминистра здравоохранения Сергей Вельмяйкин. Это, по его словам, предупредительная мера. «Сейчас этот сегмент очень маленький, но после запрета на курение во многих местах потребители могут переключиться на нюхательный или жевательный табак, поэтому мы заранее стараемся оградить от него», – объяснил замминистра.

В предыдущей, майской версии законопроекта запрета на продажу некурительных табачных изделий не было. При обсуждении Минэкономразвития и Минпромторг сочли этот запрет «необоснованным и избыточным». «В пояснительной записке к законопроекту отсутствует научное и социально-экономическое обоснование введения данного запрета», – сообщали в апреле оба министерства. «Учитывая представленный экспертами анализ научной литературы, посвященной особенностям потребления некурительных табачных изделий, и анализ динамики потребления некурительных табачных изделий в РФ, участники сочли меру по запрету производства некурительного табака избыточной», – говорится в резолюции круглого стола РСПП, где в июле обсуждался законопроект.

Некурительный табак в России потребляет около 654 000 человек, или 1,5% от общего числа курильщиков, говорилось в исследовании «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» от 2009 г. Сейчас в России примерно такое же количество потребителей некурительного табака, говорит гендиректор отраслевой ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. Данных об объеме рынка в денежном выражении «Ведомостям» найти не удалось. «Рынок некурительных табачных изделий слишком маленький, компания его не исследует», – говорится в ответе Euromonitor International на запрос «Ведомостей». Этот продукт, по сообщению аналитиков компании, в России непопулярен и в течение следующих пяти лет розничный объем продаж, «как ожидается, останется незначительным». Сегмент бездымного табака действительно очень мал, очень странно, что и он попал под запрет, говорит Желнин.

Единственный крупный игрок табачного рынка, работающий в этом сегменте, – Philip Morris International (PMI). В мае концерн попытался вывести на российский рынок жевательный табак Snus by Parliament, продукт импортируется из Швеции. «Мы полагаем, что совершеннолетние курильщики должны иметь возможность законно приобретать и употреблять этот вид некурительного табака в качестве альтернативы, которая представляет значительно меньший риск возникновения заболеваний, чем курение сигарет», – говорит директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний в PMI России Алексей Ким. Сколько жевательного табака продает в России Philip Morris, Ким сообщить отказался.

«В международной практике существуют различные подходы к регулированию снюса: он традиционно пользуется популярностью в Швеции и других скандинавских странах, распространен в Канаде, США, ЮАР и др.», – рассказывает Ким. Продажа жевательного табака запрещена в большинстве стран Евросоюза. Больше всего от запрета могут пострадать выходцы из Средней Азии, среди которых популярна одна из разновидностей некурительных табачных смесей – насвай, говорит Желнин. В 2008 г. насвай запретили продавать, производить и импортировать в Туркмении. В 2011 г. президент Казахстана также подписал соответствующие дополнения в закон о наркотических средствах.

«Нюхательный табак является составляющей популярного коктейля, в год в нашем баре его заказывают примерно 5000 раз, – говорит управляющий партнер бара-ресторана «Джон До» в Ростове-на-Дону Денис Эбель. – Теперь ингредиент придется чем-нибудь заменить».