Новая схема пошлин для нефтяников обошлась бюджету в 50 млрд руб.

Новая схема пошлин позволила нефтяникам нарастить добычу и инвестиции, но обошлась бюджету в 50 млрд руб. за 10 месяцев работы. Минфин и Минэнерго спорят, стоит ли еще снизить пошлины
S.Karpukhin/ REUTERS

Схема экспортных пошлин 60-66 заработала в прошлом октябре: ставка для нефти и светлых нефтепродуктов уменьшилась, а для темных – выросла (коэффициент в формуле расчета пошлины на нефть – 60%, для бензина – 90% от нефтяной, для остальных – единая в 66%). Схема должна была стимулировать рост добычи и способствовать увеличению выпуска светлых нефтепродуктов.

За последние полгода произошло немало позитивных изменений, признал замминистра финансов Сергей Шаталов на конференции «Ведомостей»: увеличились бурение и добыча нефти, не сократились ни переработка, ни производство темных нефтепродуктов. Но все это заслуги не только системы 60-66, заметил он: на добыче в Восточной Сибири сказались каникулы по НДПИ и снижение вывозных пошлин для месторождений. Результаты полугодия связаны не только с реформой, согласен аналитик Номос-банка Денис Борисов: добыча росла благодаря дорогой нефти (средняя цена за полугодие – $114 за баррель), а также активам, введенным еще до 60-66.

Делать определяющие выводы спустя всего год рано, подытожил Шаталов, зато понятны последствия схемы для бюджета: за 10 месяцев он потерял почти 50 млрд руб. ($1,6 млрд; см. врез).

У Минэнерго были более оптимистические выводы: по итогам мониторинга за первое полугодие получалось, что новая система пошлин на доходах бюджета никак не сказалась (отчет Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) есть у «Ведомостей»). На основе фактических данных о производстве и вывозе нефти и нефтепродуктов за полгода ЦДУ ТЭК сопоставило поступления в бюджет при прежнем налоговом режиме и системе 60-66: расхождение составило 0,1 млрд руб., т. е. в пределах статистической погрешности, указано в отчете.

Зато увеличились инвестиции компаний в переработку – на 24,1% до 69,1 млрд руб. (за первое полугодие 2012 г. по сравнению с первым полугодием 2011 г.), а также капитальные вложения вертикально-интегрированных компаний в добычу – на 13,6% до 387,9 млрд руб. Капитальные инвестиции росли у всех ведущих компаний: у «Роснефти» – со 108 млрд до 127 млрд руб., у «Газпром нефти» – с 33 млрд до 36,7 млрд руб., у «Лукойла» – с 69,5 млрд до 108 млрд руб. «Лукойл» перераспределил инвестиции в пользу разведки и добычи, рассказывает представитель компании, есть небольшое снижение по переработке и сбыту, но в целом инвестиции выросли.

Большинство нефтяников системой довольны: «Если бы не 60-66, несколько проектов пришлось бы закрыть», – рассказывал сотрудник нефтегазового холдинга.

«Схемой 60-66 «Лукойл» очень доволен», – говорит представитель компании. Прямым следствием действия схемы 60-66 стал рост добычи, согласен представитель «Газпром нефти». К тому же благодаря 60-66 приняты важные инвестиционные решения и ускорилась работа по различным проектам – например, по увеличению глубины переработки, радуется он.

О дальнейшем снижении пошлин на нефть и небольшом повышении пошлины на нефтепродукты говорить преждевременно, заявил Шаталов: решение будет принято по итогам I квартала 2013 г. Минэнерго тоже еще не решило: до конца года станет понятно, нужны ли изменения в систему, пообещал министр энергетики Александр Новак. Менять постоянную систему налогообложения нецелесообразно, сказал Новак: должны быть долгосрочные правила налогового стимулирования.

Пошлины можно снижать еще, замечает представитель «Лукойла»: с 60 до 55% на нефть и с 66 до 60% на нефтепродукты, кроме того, следует отказаться хотя бы от заградительной пошлины на прямогонный бензин, который не имеет отношения к товарным бензинам. Чтобы избежать падения добычи (в 2011 г. – 511,4 млн т, прогноз Минэнерго на 2012 г. – 516–518 млн т, на 2013 г. – 510 млн т), нужно не только снижать экспортные пошлины, но и вводить стимулы для увеличения нефтеотдачи, а в идеале переходить к налогу на финансовый результат, заметил на конференции вице-президент «Лукойла» Геннадий Федотов. Система, которая базируется на налогообложении дохода компании, а не валовых показателей выручки, добычи или экспорта, – задача-максимум, согласен представитель «Газпром нефти».

Налог на финансовый результат – дело будущего, экономика к нему еще не готова, констатировал вчера Шаталов: можно лишь в качестве эксперимента ввести налог на малых месторождениях в ближайшие два-три года.