Планы по покупке ТНК-BP приблизили «Роснефть» к десятке самых дорогих нефтегазовых компаний мира

Планы по покупке ТНК-BP вплотную приблизили «Роснефть» к десятке самых дорогих нефтегазовых компаний мира

С начала сентября «Роснефть» подорожала на LSE на треть – до $82 млрд (при росте индекса FTSE100 на 1,41%) – и обогнала сразу трех конкурентов из числа крупнейших нефтегазовых компаний мира. Несколько дней назад «Роснефть» обошла итальянскую Eni (капитализация которой на NYSE вчера к 19.30 мск была $80,9 млрд), норвежскую Statoil ($76,6 млрд), а в конце сентября – американскую ConocoPhillips ($69,2 млрд).

ConocoPhillips – частная компания. А в трех остальных велика доля государства – 70,9% Statoil контролирует правительство Норвегии, 20,3% Eni принадлежит министерству экономики и финансов Италии, еще 9,99% – госкомпании CDP; 75,16% «Роснефти» – у государственного «Роснефтегаза». По чистой прибыли за девять месяцев лидирует Statoil (7,4 млрд евро), «Роснефть» заработала чуть меньше – 7,07 млрд, Eni – 6,2 млрд, ConocoPhillips – 5,47 млрд евро.

«Роснефть» в основном нефтяная компания (добывает 2,4 млн барр. нефти и 1,3 млн куб. футов газа в сутки). У ее конкурентов добыча газа выше: у Statoil – 1,16 млн барр. нефти и 4,8 млн куб. футов газа; у Eni – 856000 барр. нефти и 4,4 млн куб. футов газа (данные Bloomberg за II квартал). Кроме того, у последней есть электростанции (выработка в 2011 г. – 25,23 млрд кВтч).

Рост котировок «Роснефти» подстегнуло соглашение о покупке 100% ТНК-BP. С 22 октября, когда было объявлено о сделке, бумаги компании на Московской бирже и LSE выросли на 14 и 13% соответственно. Многим фондам понравилась идея укрупнения «Роснефти», и они начали увеличивать вес ее акций в портфелях, говорили сотрудники нескольких инвестбанков и брокерских компаний. А потенциал для увеличения доли есть. Например, в портфеле фонда JPMorgan Russia (активы – $1,2 млрд) вес «Лукойла» на 30 сентября составлял 9,3%, а «Роснефти» не было даже в первой десятке крупнейших позиций. У фонда BNP Paribas L1 Equity Russia (c активами в $1,9 млрд) на ту же дату было 9,7% «Лукойла», 6,2% «Сургутнефтегаза», 4,7% ТНК-BP, но «Роснефти» в десятке крупнейших тоже нет. Фонд GMO Emerging Markets ($10 млрд активов) на 31 августа оценивал позицию в «Лукойле» в $260 млн, а в «Роснефти» – только в $9 млн.

Сейчас «Роснефть» находится на 11-м месте среди самых дорогих публичных нефтегазовых компаний в мире. Ближайший конкурент – китайская Sinopec, замыкающая десятку, – стоила вчера $89 млрд. Лидер сектора – ExxonMobil – $402 млрд, а главный российский конкурент – «Газпром» – $107 млрд (8-е место).

Потенциал поглощения ТНК-ВР рынок уже отыграл и в ближайшее время «Роснефть» не будет так стремительно дорожать, единодушны эксперты. Дальше нужно монетизировать трудноизвлекаемые запасы, грамотно выстраивать отношения с миноритариями, оптимизировать затраты и встраивать новые активы, советует руководитель аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. Агрессивная политика роста за счет поглощений с привлечением заемных средств в дальнейшем будет даже мешать росту капитализации, считает портфельный управляющий Allianz Investments Олег Попов.