«Роснефть» близка к завершению покупки ТНК-ВР

Хотя «Роснефть» еще не подписала обязывающее соглашение с консорциумом ААР, ее президент Игорь Сечин считает покупку ТНК-BP практически завершенной. Ему не потребуется согласия миноритариев ни самой «Роснефти», ни «ТНК-BP холдинга»
«Роснефть» уже готовится к поглощению ТНК-BP/ А.Ветров/ PhotoXPress

Сечин представил основные параметры сделки на встрече с президентом Владимиром Путиным 22 октября: «Роснефть» приобретает 50% ТНК-BP у BP за $17,1 млрд и 12,84% собственных акций, а долю ААР («Альфа-групп» – Access Industries – «Ренова») – за $28 млрд. А спустя месяц правительство одобрило эту сделку, после чего «Роснефть» подписала обязывающее соглашение с BP. Аналогичное соглашение с российскими акционерами «Роснефть» может подписать в декабре, сказал журналистам Сечин. «Основные вопросы с ААР согласованы. Остались один-два пункта, которые в ближайшие дни мы должны дотрясти и завершить работу над документом. Никаких драматических разногласий у нас нет», – отметил он. Это подтвердил источник, близкий к акционерам ААР: осталось согласовать «юридические детали».

Могу сегодня сказать, что сделка [по покупке 100% ТНК-BP] стала необратимой», – заявил Сечин в пятницу в ходе внеочередного собрания акционеров «Роснефти» в Хабаровске, на котором он был избран в совет директоров госкомпании.

Более того, «Роснефть» уже вовсю готовится к поглощению ТНК-BP, сказал Сечин: будет создан координационный комитет для интеграции, компания Boston Consulting Group завершает работу над новой организационной структурой «Роснефти», которая должна быть представлена в «ближайшее время». Как именно будет выглядеть новая структура, Сечин не сказал, но ранее он оценивал синергию от этой покупки в $3–5 млрд, в частности, она включает оптимизацию производственных проектов (например, «Роснефть» рассчитывает использовать нефть Верхнечонского месторождения, принадлежащего ТНК-ВР, для поставок в Китай).

Ранее представители «Роснефти» говорили, что рассчитывают завершить сделку до конца первого полугодия 2013 г. В пятницу Сечин не представил более точных сроков. Но отметил, что для ее завершения не потребуется одобрения собрания акционеров «Роснефти», так как госкомпания заключает две разные сделки – с BP и с ААР. Поэтому и выкупа акций у не согласных со сделкой миноритарных акционеров тоже не будет, подчеркнул он.

По уставу «Роснефти» на одобрение собрания акционеров выносятся сделки, размер которых превышает 50% от балансовой стоимости активов компании, а на 30 сентября она составляла более $91 млрд, поясняет руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Сумма сделок с каждым из акционеров ТНК-BP ниже этого порога, значит, созывать собрание не потребуется, подтверждает он.

У «Роснефти» также нет обязательств перед миноритариями «ТНК-BP холдинга» (ТБХ, основной российский актив ТNК-BP Limited, которую покупает «Роснефть»; миноритариям принадлежит около 5%, схему владения см.на сайте www.vedomosti.ru), напомнил Сечин. По его словам, госкомпания пока не получала от них никаких предложений, а «делиться акционерной стоимостью» он не имеет права. Но «если предложение будет сделано и будет интересным, мы поторгуемся», обещал он. На этих словах акции ТБХ на Московской бирже взмыли на 13,8%, но по итогам дня, когда инвесторы поняли, что никаких обещаний сделано не было, рост составил лишь 3,6%. Миноритариям ТБХ необходимо представить «Роснефти» консолидированную позицию, но на премию к цене сделки с акционерами ТNК-BP Limited им рассчитывать не стоит, предупреждает аналитик UBS Максим Мошков. Впрочем, например, «Газпром» владеет 95,7% «Газпром нефти», которая известна своей открытостью для инвесторов и высоким уровнем корпоративного управления, а также относительно высокими дивидендами (25% чистой прибыли по US GAAP). Хотя структура владения и состав акционеров ТБХ и «Газпром нефти» отличаются, «Роснефть» может также рассмотреть подобный вариант сотрудничества с миноритариями, считает он.