Авиационный регулятор США проверит Dreamliner

Неожиданное решение, последовавшее за серией технических неполадок с новым самолетом, лишило Boeing 2,5% капитализации
Matthew Lloyd/ Bloomberg

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), обеспокоенное серией технических неполадок с самолетом Boeing 787 Dreamliner, объявило о намерении провести его всестороннюю проверку. О приостановке эксплуатации речь пока не идет, но это может поставить крест на планах Boeing в ближайшее время добиться для лайнера права летать вдали от аэропортов. Акции компании в пятницу к 21:00 мск подешевели на 2,5% при росте индекса Dow Jones на 0,1%.

Первый за неделю инцидент с Dreamliner произошел в понедельник в аэропорту американского города Бостона, когда в самолете японской авиакомпании Japan Airlines произошло возгорание одной из аккумуляторных батарей. Спустя сутки в том же аэропорту незадолго до взлета члены экипажа обнаружили утечку топлива. Третий инцидент произошел в японском аэропорту Ямагути-Убэ, тогда авиакомпания All Nippon Airways отменила рейс из-за выявленных неполадок в тормозной системе. В пятницу All Nippon Airways обнаружила еще две технические неисправности со своими Boeing 787: утечку масла в районе двигателя и трещину на одном из стекол в кабине пилота.

О проверке, которую The Wall Street Journal называет "необычной", на совместной пресс-конференции с руководством FAA и Boeing объявил министр транспорта США Рэй Лахуд. По его словам, проверка затронет проектирование, производство и сборку самолета. "Эта проверка поможет нам понять глубинные причины [недавних инцидентов] и сделать все, чтобы не допустить подобного в будущем", - заявил Лахуд. "Мы уверены, что самолет безопасен, но мы должны четко понимать, что случилось", - добавил руководитель FAA Майкл Уэрта. Представитель Boeing заявил, что компания уверена в надежности лайнера, но отказался комментировать WSJ детали дискуссии с регулятором.

Начало проверки не означает приостановку производства или эксплуатации самолета, но может серьезно осложнить для Boeing процесс получения разрешения на полеты на сверхдлинные расстояния вдали от аэропортов. Dreamliner способен летать на расстояние до 16 000 км. Но лайнер не может отдаляться от способного принять его аэропорта для аварийной посадки более чем на три часа полета. Boeing добивается от регуляторов установления максимального расстояния трассы от аэропорта в пять с половиной часов полета. Это позволило бы авиакомпаниям экономить топливо и время за счет прямых рейсов над Тихим океаном. Ранее компания рассчитывала получить такую возможность уже в начале 2012 г., напоминает WSJ.

Многомиллиардная программа Boeing-787 сопровождалась многочисленными задержками и ростом продажной цены. Первый Dreamliner поднялся в воздух с пассажирами в октябре 2011 г. с отставанием от изначального графика в 3,5 года. К концу 2012 г. поставлено 49 лайнеров восьми авиакомпаниям, из них 46 — в 2012 г., портфель заказов — 799 машин. Каталожная цена Boeing-787 — $207 млн.

Boeing планирует увеличить темп производства вдвое — до 10 лайнеров в месяц с пяти в настоящее время. Именно этим планам сильнее всего угрожает серия инцидентов, считает WSJ: любая задержка производства для ликвидации возможных проблем чревата нехваткой оборотных средств, поскольку основную часть суммы за самолет авиакомпании вносят после поставки.