Серия инцидентов может замедлить поставки Boeing Dreamliner

Под угрозой одно из главных преимуществ машины - способность безопасно летать вдали от аэропортов
Boeing-787 Dreamliner в аэропорту Logan/ Stephan Savoia/ AP

Второй за неделю инцидент с новейшим дальнемагистральным авиалайнером Boeing-787 Dreamliner произошел во вторник в аэропорту Бостона; расследование Национальной комиссии по безопасности на транспорте (NTSB) станет самой серьезной помехой программе с начала поставок эксплуатантам в сентябре 2011 г., пишет в среду The Wall Street Journal. Новость о начале расследования вызвала падение акций Boeing во вторник на NYSE более чем на 2,5%.

Позже в среду появилось сообщение агентства Jiji о том, что японская авиакомпания ANA (All Nippon Airways) отменила внутренний рейс Boeing-787 после обнаружения неисправности тормозной системы. Это уже третий инцидент с Boeing-787 за три дня. По словам представителей аэропорта Ямагути-Убэ на юге Хонсю, из-за неполадок был отменен рейс в Токио.

Инциденты в Бостоне произошли с авиалайнерами стартового заказчика - Japan Airlines (JAL). В понедельник 7 января в аэропорту Logan на борту Boeing-787 Dreamliner произошло возгорание сразу после того, как самолет покинули пассажиры и экипаж. Представитель NTSB заявил, что пока установлено «серьезное повреждение от возгорания» силового аккумулятора одной из вспомогательных систем. Во вторник другой борт JAL в том же аэропорту вынужден был прервать подготовку к взлету из-за утечки топлива из левого крыльевого бака. Этот рейс вылетел из Бостона с задержкой примерно на три часа.

Отдельно от этих двух случаев авиакомпания United Airlines сообщила о неправильно соединенной проводке на одном из своих шести Boeing-787. По данным источников WSJ, ошибки в соединении проводки выявлены как раз в системе аккумулятора, загоревшегося на лайнере JAL.

Многомиллиардная программа Boeing-787 сопровождалась многочисленными задержками и ростом продажной цены. К концу 2012 г. поставлено 49 лайнеров восьми авиакомпаниям, из них 46 – в 2012 г., портфель заказов – 799 машин. Boeing планирует увеличить темп производства вдвое до 10 лайнеров в месяц с пяти в настоящее время. Именно этим планам сильнее всего угрожает серия инцидентов, считает WSJ, любая задержка производства для ликвидации возможных проблем чревата нехваткой оборотных средств, поскольку основную часть суммы за самолет авиакомпании вносят после поставки. Каталожная цена Boeing-787 - $207 млн.

Под угрозой и другое преимущество новой машины – способность летать вдали от аэропортов благодаря высокой надежности. Boeing добивается от регуляторов установления максимального расстояния трассы от аэропорта, способного принять Boeing-787 для аварийной посадки, в 6,5 часа полета. Это позволило бы авиакомпаниям экономить топливо и время за счет прямых рейсов над Тихим океаном. Сейчас разрешенное расстояние – 3 часа полета.