Крупнейшие железнодорожные перевозчики привлекают деньги на новые поглощения

Передел рынка железнодорожных перевозок вынуждает самых активных игроков привлекать на бирже деньги на новые поглощения. Об IPO объявил «Нефтетранссервис», второй оператор в стране, на очереди – UCL Rail Владимира Лисина
К 2015 г. останется несколько крупнейших операторов/ М. Мокрушин/ РИА Новости

Вчера NTS Holding plc, головная компания холдинга «Нефтетранссервис» (НТС), объявила, что в течение полугода проведет IPO на Лондонской бирже (LSE). Точный срок размещения компания не называет, рассчитывая разместить GDR на 25% новых акций. Кроме того, ее акционеры предоставят организаторам размещения (JPMorgan, Morgan Stanley и «Ренессанс капитал», получить их комментарии не удалось) опцион на покупку до 10% акций, говорится в сообщении оператора, другие продажи ими акций ограничены.

НТС не раскрывает своих акционеров и кто предоставит акции для опциона. Это члены совета директоров братья Вячеслав и Вадим Аминовы, Алексей Лихтенфельд и гендиректор Александр Тертычный, сообщает «Интерфакс». В сообщении НТС упоминается лишь Тертычный – «один из основавших акционеров». Лихтенфельд заявлял, что является совладельцем оператора, не раскрывая своей доли.

НТС планирует привлечь на бирже $500 млн, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к компании. Таким образом, весь НТС оценен в $2 млрд. Эти суммы реальны, полагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: исходя из финансовых показателей оператора (см.инфографику), компания может торговаться с мультипликатором EV/EBITDA5, а Globaltrans торгуется на LSE с коэффициентом 6,2.

Приватизация Первой грузовой компании (ПГК) подстегнула передел на рынке железнодорожных перевозок, поэтому операторам нужны деньги на развитие, отмечает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Цель правительства – к 2015 г. поделить рынок грузовых железнодорожных перевозок между 4–5 крупными операторами.

НТС хочет стать одним из них – привлеченные деньги пойдут на расширение бизнеса; он предупреждает, что намерен реинвестировать прибыль, хотя со временем собирается платить дивиденды.

Операторам нужны деньги для покупки активов, продолжает Бурмистров, и сейчас подходящий момент для размещения их акций: на рынке намечается стагнация – уже заметно падение ставок на перевозку, но они пока могут представить инвесторам хорошую отчетность.

Созданный в 2006 г. НТС все время покупал активы. Начав как компания, специализирующаяся на перевозках нефти и нефтепродуктов (отсюда и название), с парком в 400 цистерн, которые были в операционной аренде, он к 2009 г. управлял 15000 вагонов и владел вагоноремонтным заводом в Самаре. В 2009 г. НТС начал перевозки полувагонами, еще через год приобрел у РЖД около 20000 полувагонов с истекшим сроком службы (впоследствии был продлен) и 15000 вагонов у производителей и других операторов.

В 2011 г. НТС претендовал на покупку 75% ПГК, но та досталась UCL Rail. В прошлом году НТС договорился с группой Fesco, принадлежавшей Сергею Генералову, о покупке «Трансгаранта», но эта сделка тоже сорвалась: Fesco, а с ней и «Трансгарант», была продана группе «Сумма».

Удача все же улыбнулась НТС, и в конце года он закрыл сделку по покупке транспортной «дочки» Evraz – «Евразтранса» за $300 млн.

Деньги от IPO НТС потратит на «расширение парка подвижного состава» (приобретая или арендуя его у других участников рынка, а также покупая операторов), говорится в материалах компании. Цель компании – увеличить парк почти вдвое, до 100000 вагонов. НТС сообщал о планах поучаствовать в приватизации «дочек» РЖД – Федеральной грузовой компании и «Трансконтейнера». У НТС есть шанс реализовать свои планы, только если они будут покупать оператора вместе с контрактами на перевозку грузов, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов: объем перевозок по железной дороге снижается (в январе РЖД ждет падение погрузки на 7,1%).

В этом году может состояться еще одно IPO – крупнейшего частного оператора страны UCL Rail. Прошлой осенью размещение ее акций рассматривал совет директоров и потребовал, чтобы UCL Rail была готова к размещению к середине 2013 г. (объем и площадки не определены).