Частники смогут вернуть инвестиции в железнодорожную инфраструктуру

Частные компании смогут не только инвестировать в развитие путей РЖД, но и возвращать потраченные средства за счет льготных тарифов – правительство разрабатывает специальное постановление
Частные инвесторы смогут вернуть деньги, вложенные в железнодорожную инфраструктуру/ С. Портер/ Ведомости

Правительство вместе с РЖД разрабатывают постановление о тарифном регулировании на железнодорожном транспорте, которое обеспечит возврат средств частным компаниям, инвестирующим в развитие инфраструктуры РЖД. Об этом шла речь на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 21 января (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Замруководителя ФСТ Тамара Стебунова представила проект постановления, разрешающего РЖД давать грузоотправителям скидку на тариф либо повышать его «на отдельных участках» инфраструктуры – «сегментах рынка железнодорожных перевозок» (скидка – до 12,8%, повышение – до 13,4%), говорится в протоколе к совещанию. Скидка дается, если грузоотправитель самостоятельно финансирует в развитие путей РЖД, надбавка – если в инфраструктуру инвестирует монополия, объясняет представитель ФСТ. Такое право у РЖД появилось в конце декабря – ФСТ опубликовала приказ «Об установлении ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта». Но пользоваться им РЖД пока не может – случаи применения этого механизма как раз и должны быть зафиксированы в постановлении, объясняет сотрудник службы.

Сейчас частные компании (в основном грузоотправители) инвестируют в пути РЖД, не имея возможности вернуть вложенные средства (см.врез). По данным РЖД, в 2011 г. объем частных инвестиций в пути РЖД вырос по сравнению с 2010 г. в 2 раза до 1,2 млрд руб. В основном это инвестиции в модернизацию станций примыкания (принадлежат РЖД), путей необщего пользования (в частной собственности). Механизм возврата частных вложений привлечет дополнительные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, говорит сотрудник крупной угольной компании. Грузоотправители заинтересованы в увеличении перевозок грузов по железной дороге, констатирует он.

По итогам совещания у Дворковича ФСТ поручено доработать проект постановления: включить в него четкое определение понятия «сегмент рынка железнодорожных перевозок», а также прописать критерии выбора инвестпроекта, который будет финансироваться за счет тарифного регулирования, говорится в протоколе к совещанию.

ФАС предлагает не разрабатывать для регулирования отношений частных инвесторов и РЖД новое постановление, а принять поправки в уже действующее «О госрегулировании тарифов на железнодорожном транспорте», которое принято в августе 2009 г. Оно предусматривает механизм особого тарифообразования, «в отдельных сегментах рынка», поясняет представитель ФСТ. Но документ не описывает, как этот механизм может применяться, говорит сотрудник службы.

На совещании у Дворковича рассматривались и альтернативные меры стимулирования инвестиций в инфраструктуру, следует из протокола совещания. НП «Русская сталь» (объединяет крупнейшие сталелитейные компании в России) предложило ввести для частных инвесторов, которые вкладывают в инфраструктуру, налоговые льготы, учитывать ставку рефинансирования в скидке на тарифы. «Русская сталь» предлагает закрепить в законе возможность для грузовладельцев стать совладельцами инфраструктуры общего пользования, говорится в материалах партнерства. Похожие меры – налоговые льготы – предлагала и РЖД, которая в первую очередь заинтересована в привлечении инвестиций, следует из протокола совещания (представитель РЖД это не комментирует). Дворкович поручил Минтрансу, ФСТ и Минэкономразвития рассмотреть предложения «Русской стали».