Сечин сделал ставку на Чемезова

«Роснефть» добавила интриги к собранию акционеров: к девяти правительственным кандидатам на девять мест в совете директоров добавился гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов
Сергей Чемезов/ Д.Гришкин/ Ведомости

Несколько дней назад казалось, что выборы в совет «Роснефти» будут безальтернативными - государство выдвинуло 9 человек на 9 мест в совете. Но в опубликованном «Роснефтью» списке кандидатов оказалось 10 фамилий: к выдвиженцам от государства добавился Сергей Чемезов.

Акционеры «Роснефти» будут выбирать новый состав совета директоров на годовом собрании 20 июня в Санкт-Петербурге. Реестр акционеров закроется 6 мая, сообщила компания.

В сообщении компании сказано, что список состоит из кандидатов, совместно выдвинутых Росимуществом и «Роснефтегазом» (у последнего 75,16% акций «Роснефти»), а также номинантов структуры самой «Роснефти» - «РН-Развитие» (на 1 марта владела 9,8% акций госкомпании). Выходит, Чемезова выдвинула сама «Роснефть». Ее представитель пока не предоставил комментарии.

А вот президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина в списке кандидатов в совет «Роснефти» не оказалось. Выбрать его директором «Роснефти и «Роснефтегаза» в конце января предлагали вице-премьеры Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович. После этого Шохин не вошел в список кандидатов в совет «Лукойла» (куда избирался с 2005 г.). Источники в «Лукойле» объясняли невыдвижение Шохина тем, что он готовился войти в совет «Роснефти». Связаться с Шохиным пока не удалось. Дворкович через представителя отказался от комментариев.

Чемезов становится популярным директором, отмечает аналитик Raiffesenbank Андрей Полищук. К примеру он номинирован в качестве независимого кандидата в совет директоров «Норникеля» (выборы пройдут 11 марта). Скорее всего на выборах в «Роснефти» Чемезов составит конкуренцию своему заму в «Ростехе» Дмитрию Шугаеву, попавшему в список госкандидатов, рассуждает Полищук. Но в любом случае полезно иметь альтернативу на выборах совета, рассуждает он: например, на случай, если кто-то из кандидатов откажется избираться. К примеру, гендиректора ВР Роберта Дадли правительство выдвинуло не как независимого директора "Роснефти", а как собственного представителя, тем самым поставив не в самую удобную ситуацию. Дадли в совете «Роснефти» будет вынужден голосовать по директивам правительства. То есть представитель крупнейшего миноритария «Роснефти» (у ВР 1,25% ее акций, а до конца полугодия после закрытия сделки по продаже половины ТНК-ВР эта доля вырастет до 19,75%) по сути в ее совете будет представлять мажоритарного акционера. Представитель ВР пока недоступен для журналистов.

Теоретически, если Дадли передумает избираться в совет «Роснефти» или скажет, что его неправильно поняли, избрать его независимым директором еще можно, рассказывал ранее сотрудник Росимущества: «Исправить ошибку можно весной, когда будут готовиться директивы для собрания акционеров. В них правительство может поручить Росимуществу избрать Дадли как независимого, но тогда нужно сделать поверенным кого-то из тех, кто в нынешнем распоряжении значится независимым». Таких в списке кандидатов четверо: два действующих независимых директора — вице-президент РАН Николай Лаверов и управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг. А также два «новичка» — старший советник фонда прямых инвестиций KKR Джон Мэк (бывший гендиректор инвестбанка Morgan Stanley), старший вице-президент ExxonMobil Дональд Хамфриз. Помимо Дадли в совет директоров «Роснефти» выдвинуты еще четыре представителя государства: президент ВТБ Андрей Костин, Сечин, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов и Шугаев (последние трое входят в совет, Костин много лет был директором «Роснефти», но в прошлом году не был избран).

В список кандидатов из действующих директоров не попали руководитель Банка Москвы Михаил Кузовлев, президент группы компаний UCP Илья Щербович, старший вице-президент ВТБ Сергей Шишин и председатель Barclays Investmеnt Bank Ханс-Йорг Рудлофф, который является независимым директором «Роснефти» с 2006 г.