ФАС хочет разрешить иностранным авиакомпаниям самим устанавливать цены на билеты

Требование согласовывать их с российскими конкурентами содержится в межправительственных авиационных соглашениях, заключавшихся в 90-х гг. в период гиперинфляции
М.Стулов/ Ведомости

Представитель «Аэрофлота» комментировать заявление руководителя ФАС отказался. Но источник, близкий к компании считает, что это антигосударственное предложение, поскольку автоматически ставит отечественных перевозчиков в неравные конкурентные условия с иностранцами. Он напомнил, что зарубежные компании не подчиняются российскому авиационному законодательству: не обязаны продавать только возвратные билеты, бесплатно брать на борт до 10 кг багажа, их самолеты не облагаются таможенными пошлинами, перечисляет он. А значит, обладают преимуществами перед российскими компаниями, считает собеседник.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) просит Минтранс отменить нормы межправительственных соглашений о согласовании цен с авиаперевозчиками, так как на их основе фактически заключаются картельные соглашения, сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева.

Артемьев пояснил, что эти нормы содержались еще в соглашениях 1991 г. между Россией и другими правительствами, и тогда речь шла о государственном регулировании цен на авиабилеты в связи с гиперинфляцией: «А сейчас это анахронизм... Эти нормы противоречат Конституции, закону о конкуренции».

ФАС намерена обратиться в правительство с просьбой направить обращение в Конституционный суд по этому поводу, добавил Артемьев. «Чтобы он отменил эту часть межправсоглашений — когда приходит новый игрок, он не должен согласовывать свои цены ни с какими существующими на этом маршруте», — подчеркнул руководитель ФАС.

Последним примером такого согласования, по его словам, можно считать требования к британскому лоукостеру easyJet, пришедшему на российский рынок, согласовать цену с компанией «Трансаэро», что недопустимо.

В Минтрансе затруднились прокомментировать предложение ФАС. «Мы пока его не получали. Когда получим, ответим согласно процедуре», - сообщил представитель министерства.

Источник, близкий к российским авиавластям, говорит, что прямого указания на согласование тарифа в межправительственных соглашениях нет. Есть требование назначенным перевозчикам подписывать коммерческое соглашение, в котором компании могут обговаривать стоимость перевозки.

«Коммерческое соглашение между авиакомпаниями «Трансаэро» и easyJet не содержит положений, касающихся установления сторонами тарифов на линии Москва — Лондон», - сообщил представитель «Трансаэро».

Руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг говорит, что любое согласование цены — антиконкурентная практика. И о своей позиции ФАС заявляла Минтрансу еще два года назад, когда они совместно разрабатывали формульное соглашение по авиасообщению в странах СНГ. По его словам, предполагалось распространить эти принципы и на другие страны.

Что касается претензий авиакомпаний, то мы же не требуем отменить требования задним числом... Необходимо, чтобы все нормативы, мешающие работать российским перевозчикам наравне с зарубежными компаниями, были исключены из законодательства. Такие поручения уже есть, нормы скоро исключат, заверил Рутенберг.