«Дикси» хочет вырасти вдвое за три года

Группа «Дикси», один из крупнейших продовольственных ритейлеров, хочет вырасти вдвое за три года: компания собирается ускорить темпы развития и поднять рентабельность
«Дикси» рассчитывает на более эффективную работу магазинов, логистики и своих закупщиков/ С. Портер/ Ведомости

Развитие сети только в 2013 г. обойдется компании в 9–10 млрд руб., сказал президент «Дикси групп» Илья Якубсон на телефонной конференции. В прошлом году компания потратила больше – 12,4 млрд руб., из которых половина пошла на открытие новых магазинов, а половина – на строительство распределительного центра, покупку грузовиков, развитие IT-системы и ребрендинг магазинов. Открытие около 400 новых магазинов «Дикси» (компания открыла 412 и закрыла 44 магазина) обошлось ей в 5 млрд руб., девяти супермаркетов «Виктория» – в 800 млн руб., одного гипермаркета «Мегамарт» – в 700 млн руб., сказал гендиректор «Дикси» Федор Рыбасов. В этом году, по его словам, компания не будет форсировать экспансию – число новых магазинов будет на уровне 2012 г., – а сосредоточится на повышении рентабельности.

ОАО «Дикси Групп»

Розничный оператор. Акционеры: Группа «Меркурий» – 54,4%, free float – 32,5%. Капитализация (на Московской бирже) – 49,2 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): Выручка – 147 млрд руб., Прибыль – 1 млрд руб.

«Дикси» намерена к концу 2015 г. увеличить выручку в 2 раза по сравнению с 2012 г., говорится в презентации группы Дня инвесторов. В 2012 г. выручка группы увеличилась на 43,7% до 147 млрд руб. Получается, по итогам 2015 г. «Дикси» надеется получить выручку почти в 295 млрд руб. Добиться таких результатов компания намерена, ежегодно открывая больше 400 магазинов преимущественно формата «магазин у дома», в котором работает сеть «Дикси», говорится в презентации. Пока сеть намерена усиливать позиции в регионах присутствия (сейчас она работает в Центральной России, на Северо-Западе и Урале), а в среднесрочной перспективе компания собирается выходить и в новые регионы.

«Дикси» – один из крупнейших российских ритейлеров. Компания, по ее собственным оценкам, занимает 3-е место в России по числу магазинов среди продуктовых ритейлеров (на конец 2012 г. у нее было 1499 магазинов) и пятое – по выручке. Свою долю на российском розничном рынке компания оценивает в 1,6%.

Пока «Дикси» остается аутсайдером по рентабельности по EBITDA среди публичных ритейлеров. У «Магнита» по итогам 2012 г. она составила 10,56%, у X5 Retail Group – 7,1%, у «О'кей» – 8%, а у «Дикси» – только 5,7%. Менеджмент компании объяснил это опережающим ростом расходов на персонал и аренду. В 2013 г. «Дикси» увеличит выручку на 25%, а рентабельность – на 7%, пообещал Якубсон. И в среднесрочной перспективе, до конца 2015 г., ритейлер рассчитывает удерживать рентабельность по EBITDA на уровне 7–8%, а по чистой прибыли – в пределах 1,5–2% (0,7% в 2012 г.), указано в презентации. Улучшать рентабельность операций «Дикси» намерена за счет работы над эффективностью процессов в магазинах, развития логистики и более выгодных закупочных условий.

Заявленное увеличение рентабельности – «амбициозная, но достижимая» цель, считает аналитик «Уралсиба» Марат Ибрагимов. У компании много возможностей для улучшения этого показателя, говорит он: «В прошлом году, например, она сильно пострадала из-за ребрендинга магазинов (компания закрывала их на некоторое время) и проблем с алкогольными лицензиями на Юге». А вот аналитик управления инвестиционных операций Ланта-банка Сергей Стаценко сомневается в выполнимости плана повысить рентабельность при высоких темпах роста: среднее значение рентабельности по EBITDA у «Дикси» в 2010–2012 гг. составило 5,7%, по прибыли – 0,73%. Х5 за эти годы продемонстрировала 7,2 и 1,2%, а «Магнит» – 8,7 и 4,5% соответственно.

Однажды «Дикси» уже удваивала продажи за короткий срок – с 2010 по 2012 г., тогда ей помогло приобретение группы «Виктория», напоминает Стаценко.