Бизнес
Бесплатный
Ирина Кезик
Статья опубликована в № 3368 от 19.06.2013 под заголовком: Азиатский бензин для Дальнего Востока

Дальний Восток заправят азиатским бензином

Президент Владимир Путин еще в апреле поручил ФАС внимательно следить за ситуацией с ценами на бензин на Дальнем Востоке. В то время как среднероссийская цена бензина Аи-92 – 28,53 руб. за литр, в Дальневосточном федеральном округе он стоит 33,33 руб. Такая разница объясняется удаленностью заводов от традиционных нефтедобычных провинций – районов Западной Сибири. А перерабатывающих заводов всего два – Комсомольский (мощность – 8 млн т, принадлежит «Роснефти») и Хабаровский (мощность – 4,35 млн т, принадлежит Alliance Oil), и оба они загружены на полную мощность.

ФАС нашла решение. Служба предлагает увеличить предложение на рынке Дальнего Востока за счет использования давальческих схем, рассказал ее руководитель Игорь Артемьев (его слова передал «Интерфакс»). «Надо использовать бензин из азиатских стран, из Кореи в частности. Речь может пойти о давальческом сырье нефтяных компаний, когда они будут давать туда на переработку, и, соответственно, эта нефть будет возвращаться в виде нефтепродуктов. Как Белоруссия работает, например», – объяснил чиновник. Он напомнил, что Россия осуществляет поставки нефти по нефтепроводу ВСТО, «т. е. нефть есть». А в то же время в Корее нефтеперерабатывающие мощности остаются недозагруженными, отметил Артемьев.

ФАС уже обратилась по этому поводу в правительство – прошли первые обсуждения, добавил глава антимонопольного ведомства. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича оставил вопрос без комментариев.

Поступающая по ВСТО нефть идет от месторождений Восточной Сибири и вся экспортируется. Сырье на Комсомольский и Хабаровский НПЗ поставляется по железной дороге, это приводит к дополнительным затратам как раз в 3,5 руб. за 1 л, отмечает президент Российской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Завозятся в регион и нефтепродукты. По словам представителя Alliance Oil Андрея Румянцева (компания кроме НПЗ владеет сетью из 270 АЗС), железнодорожный тариф на бензин из Уфы до Хабаровска – 8621 руб. за 1 т, до Благовещенска – 7932 руб. за 1 т, до Владивостока – 9286 руб. за 1 т. В то время как среднероссийские оптовые цены на Аи-92 – 28 280 руб. за 1 т и 31 821 руб. за 1 т – мелкий опт. Румянцев вспоминает, что во время топливного кризиса 2011 г. компания вела переговоры о покупке бензина у японских компаний (Mitsubishi, Mitsui, Marubeni), но стоимость топлива после транспортировки вырастала до 48 500 руб. за 1 т, при том что завезенный бензин из Омска в Благовещенске стоил 38 900 руб. за 1 т.

Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук сомневается, что давальческое сырье изменит ситуацию в регионе. Проблему поможет решить развитие добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. К тому же, напоминает он, нельзя сравнивать поставки белорусского бензина в Россию и возможный импорт корейского топлива, ведь при торговых операциях со странами Таможенного союза пошлина не уплачивается.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать