«Газпром нефть» умерила аппетит по расширению розничной сети АЗС

«Газпром нефть» сокращает темпы роста розничной сети АЗС: вместо запланированных ранее 2100 АЗС к 2020 г. компания теперь намерена увеличить число АЗС лишь до 1880 шт.
Е. Кузьмина/ Ведомости

На конец 2012 г. количество АЗС «Газпром нефти» составляло 1300 шт. «В соответствии со сбытовой стратегией, утвержденной в 2009 г., средние продажи в 2020 г. на одну АЗС должны были составить 3800 т в год. Однако за счет активных действий по продвижению розничного бренда и модернизации сети АЗС в 2012 г. удалось достичь средних продаж на одну АЗС на уровне 6100 т в год. В 2025 г. рассчитываем довести этот показатель до 8000 т в год», - рассказал «Ведомостям» представитель компании. За счет роста эффективности АЗС «Газпром нефть» рассчитывает добиться запланированного результата с меньшим количеством АЗС, пояснил он. Речь идет не только о строительстве новых заправок, но и о покупке уже существующих АЗС, заметил представитель «Газпром нефти».

Так, «Газпром нефть» и «Газпром газэнергосеть» изучают возможность объединения своих сетей АЗС. «На юге действует еще одна сеть нашей материнской компании «Газпром» - «Газпром газэнергосеть». Понятно, что на уровне головной компании есть разговоры о том, чтобы получить синергетический эффект и объединить эти сети, чем мы, соответственно, сейчас и занимаемся - изучением возможности такой синергии», - сообщил директор по региональным продажам "Газпром нефти" Александр Крылов.

В мае правительство распорядилось включить в перечень минимальных обязательных услуг на АЗС установку заправочного оборудования газомоторным топливом. Впрочем, сроки, когда это должно быть сделано, пока не были названы. Однако, по словам представителя «Газпром нефти», пересмотр размеров розничной сети АЗС компании не связан с распоряжением Дмитрия Медведева. Пересмотр стратегии произошел весной до появления постановления и связан с конъюнктурой рынка и задачей повышения эффективности АЗС сети, уточняет представитель «Газпром нефти».

Директор НКП «Совет газомоторной отрасли России» Владимир Дементьев ранее рассказывал «Ведомостям», что стоимость оборудования для одной АЗС под сжиженный углеводород (СУГ) составит $0,6-1 млн, для компримированного природного газа (КПГ) — от $1,5 млн. Таким образом, в случае если все 580 АЗС «Газпром нефть» будет строить самостоятельно, только на газомоторное оборудование ей придется потратить от $348 млн до $870 млн. Если количество АЗС будет ниже на 220, это позволит сэкономить от $132 млн до $330 млн.

Прибыльность АЗС не очень высокая и зависит от многих факторов, в том числе от расходов на транспортировку и местоположения заправок, поясняет аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. У «Газпром нефти» всего два завода по переработки нефти - в Москве и Омске, кроме того, 50% в Ярославском МПЗ. «Владеть большой и географически диверсифицированной сетью компании не слишком выгодно», - предположил аналитик.