Интервью - Тьерри Вайль, директор по маркетингу FIFA

"Мы счастливы, что наш партнер - "Газпром"
Тьерри Вайль, директор по маркетингу FIFA/ EPA/ ИТАР-ТАСС

На этой неделе делегация FIFA побывала в Казани, где в 2018 г. пройдут игры чемпионата мира по футболу. Организация объявила о новшествах, которые внесены в спонсорскую и партнерские программы FIFA. Ее директор по маркетингу Тьерри Вайль подробно рассказал "Ведомостям" о маркетинговой эволюции FIFA.

- Как определяется стоимость спонсорского контракта FIFA? Как она меняется от цикла к циклу?

- В определении стоимости спонсорства имеют значение множество факторов. Во-первых, есть собственно размер контракта: он, например, зависит от количества минут, которое ваш бренд будет транслироваться на рекламных бортах во время матча. Или от масштаба мероприятия, которое вы спонсируете. Во-вторых, не стоит забывать, что это - обычный бизнес, где цену формирует соотношение спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена. Например, если мы говорим о таких популярных спонсорских категориях, как безалкогольные напитки, то потенциальная цена контракта здесь будет выше из-за большей конкуренции.

- По какому принципу сейчас отбираются и будут отбираться партнеры и спонсоры, если число претендентов больше, чем число партнерских мест? Какие критерии при отборе учитывает FIFA?

- Первый критерий - финансовый. Чтобы принять решение, нам необходимо понимать, что именно компания готова предоставить и сделать для нашего партнерства. Второй критерий - компания-партнер должна иметь общие с FIFA взгляды. Для нас большое значение имеет социальная ответственность компании-партнера.

Миссия FIFA - честный спорт, который меняет мир к лучшему. Мы поддерживаем инициативы, связанные с развитием футбола. Здесь отличным примером является компания Coca-Cola. Конечно, она выделяет большие деньги на спонсорство. Но при этом они вкладывают серьезные средства в молодежные программы, программу "Вода для здоровья", детские программы поддержки спорта в Африке и многое другое. Это пример общих взглядов, которые так же важны, как и финансовая часть партнерства.

- Пакеты, которые FIFA предлагала партнерам чемпионата мира - 2014, отличаются от тех, что вы предлагаете спонсорам и партнерам ЧМ-2018?

- На ЧМ-2014 есть три уровня спонсорства: партнерский уровень, спонсорский уровень и уровень национальной поддержки. Для чемпионата мира 2018 г. мы внесли одно значительное изменение, которое коснулось третьего уровня спонсорства. Мы заменили национальных спонсоров на региональных и условно поделили зоны их действия на пять частей - Европу, Азию, Северную, Центральную и Южную Америку, а также Африку и Ближний Восток. В каждом регионе выбираются четыре компании, и в общей сложности получается 20 компаний, которые смогут использовать партнерство с FIFA лишь в своем отдельном регионе. Например, в Северной Америке это будут только североамериканские компании. А вот компаниям из России, поскольку эта страна - хозяйка чемпионата мира, будет позволено использовать наше партнерство в России и в Европе.

Что касается первых двух уровней спонсорства, здесь все остается практически без изменений с одним уточнением - соотношение спонсоров в этих двух категориях может меняться от шести до восьми в каждой категории.

- Новый партнер FIFA - компания "Газпром". В чем заключается это партнерство? Что получает FIFA с появлением такого партнера, а какова выгода "Газпрома"?

- Определенно отмечу: мы счастливы, что такое партнерство сложилось. Мы подписали контракт высшей категории спонсорства - "Газпром" получил статус партера FIFA на 2015-2018 гг. Что FIFA получает от сотрудничества с "Газпромом"? Как я сказал раньше, финансовый взнос очень важен, потому что без этого чемпионат мира в его нынешнем виде был бы невозможен. Кроме того, "Газпром" реализует множество социальных инициатив, связанных с детьми и молодежью, с развитием любительского и юношеского спорта. Все эти инициативы отлично подходят для нас, потому что мы занимаемся тем же самым.

Что "Газпром" получит от этого партнерства? Компания получает право позиционировать себя в качестве глобального партнера FIFA на время до домашнего чемпионата мира, что, безусловно, является важнейшим фактором для компании. О том, как "Газпром" намерен воспользоваться полученными правами, лучше, наверное, спросить у них напрямую. С моей стороны было бы неправильно расхваливать спонсорские пакеты FIFA (улыбается).

- Есть ли какие-то этические принципы FIFA, нарушив которые, компания-партнер или спонсор перестанет им быть? Прописываются ли подобные вещи в соглашении?

- Эти принципы прописаны в каждом контракте на основе взаимности. В документе есть часть об этичном поведении. Если одна из сторон тем или иным образом причинит вред, нарушит контракт, другая сторона может разорвать его. Например, если FIFA причинит вред имиджу компании какими-либо некорректными действиями. Все это детально прописано в контракте.

- FIFA - одна из самых закрытых с точки зрения финансов международных организаций. Каковы доходы FIFA за 2012 г.? Каковы планы по доходной части на 2013 г.?

- С 2001 г. FIFA публикует финансовую отчетность, вы можете ее посмотреть. Мы единственная спортивная организация, которая это делает. Мы не обязаны это делать, но тем не менее делаем, потому что стремимся к полной прозрачности и открытости.

В подготовке интервью участвовал Алексей Рожков