РЖД отменила 144 пригородных поезда в 26 регионах


Не отлаженный механизм бюджетных компенсаций за пригородные перевозки для ОАО "РЖД" со стороны регионов стал причиной отмены в январе 144 пригородных поездов в 26 регионах. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом монополии Максима Шнейдера, больше всего электричек отменено в Липецкой (31 поезд), Калининградской (29 поездов), Новгородской (20 поездов), Воронежской (13 поездов) областях. Еще 139 электричек, по его словам, будет остановлено в феврале - марте, и еще 20 электропоездов - в мае. Это затронет 12 регионов, в том числе Ростовскую область (54 поезда), Ставрополье (42 поезда), Чечню (8 поездов). Всего за 2012-2013 гг. перевозчики отменили только 310 электричек.

В 2011 г. было отменено перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых. В результате регионы формируют заказ на объем перевозок, но не всегда компенсируют убытки 26 пригородных пассажирских компаний (ППК, СП ОАО "РЖД" и регионов), возникающие при установлении цен ниже себестоимости. На конец 2013 г. только пять регионов являлись прибыльными для ППК, еще 12 полностью компенсировали убытки, а остальные недоплатили пригородным компаниям 8 млрд руб. По словам главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, в общей сложности на 1 января 2014 г. регионы задолжали 30 млрд руб. (в том числе 5,4 млрд руб. за бесплатное техобслуживание поездов).

С этого года с регионами начали заключать договоры исходя из их платежеспособности. О том, что услуги в долг больше оказываться не будут, железнодорожники предупредили регионы еще в IV квартале 2013 г., отметил представитель ОАО "РЖД". Ярославская область заложила в бюджет на 2014 г. только 19 млн руб., или 3% от суммы, необходимой для субсидий, и именно на эту сумму ППК будет обслуживать субъект, заявляют в ОАО "РЖД". Костромская область выделила только 2% от нужной суммы (4,4 млн из 179 млн руб.), Орловская - 2,5% (5 млн из 200 млн руб.), Чечня - 9% (4,8 млн из 155 млн руб.). Только 22 региона заключили долгосрочный контракт на полную компенсацию убытков ППК, а около 25 регионов не подписали контракты. На год регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд руб., что равняется 39% от необходимой суммы субсидий. Этого хватит на ежесуточную отправку 2300-2400 поездов из отправляющихся сейчас 6000-6300.

Некоторые регионы уже повышают тарифы: в Бурятии и Амурской области билеты на электрички с 1 января подорожали вдвое. Однако в РЖД уверены, что это приведет к сокращению пассажиропотока и усилит нагрузку на регионы. Общие затраты ППК за пользование путями - 32 млрд руб., ППК оплачивают лишь 1% от этих расходов, остальное должно дать государство. В 2014 г. РЖД получит лишь 24,4 млрд руб. В 2015 г. - 5,9 млрд руб., а в 2016 г. компенсации в бюджете не предусмотрено.