Статья опубликована в № 3650 от 12.08.2014 под заголовком: Подмороженные поставки

Стивидоры петербургского порта почувствовали санкции

На товары, подпавшие под санкции, приходится около 5% оборота контейнерных терминалов Global Ports. После смены поставщиков перевалка продуктов в порту может вырасти, считают эксперты
Больше половины рефрижераторных грузов приходят в Петербург в контейнерах
Е. Кузьмина / Ведомости

Стивидоры петербургского порта уже почувствовали запрет на импорт продовольственных товаров из США, Австралии, Канады, Норвегии и стран Евросоюза, действующий с 7 августа. Многие линии остановили рефрижераторные грузы на Россию, запрет импорта продовольствия уже влияет на логистический бизнес, но незначительно, говорит топ-менеджер одной из логистических компаний. Часть поставок с закупленной продукцией уже заморожена, суда со свининой из США и Канады отправлены обратно, машины с птицей из Финляндии тоже развернули, говорит заместитель гендиректора сети «Диета-18» Игорь Бернштейн. Ритейлер импортировал продукты из Европы, США и Канады.

Европа пока не обеспечивает большого грузопотока, рост поставок из ЕС обычно начинается осенью, говорит топ-менеджер одного из стивидоров в порту Петербурга. Пока основной объем продовольствия идет из Эквадора, ЮАР, Аргентины, Чили, добавляет он.

По данным администрации Большого порта Санкт-Петербург, перевалка рефрижераторных грузов в порту в 2013 г. составила 2,2 млн т (см. таблицу), за шесть месяцев 2014 г. стивидоры обработали 1 млн т, на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Продовольственные товары и сельхозсырье - вторая по величине статья импорта в Петербург после транспорта и оборудования. В 2013 г. на нее пришлось 22% импорта ($7,7 млрд, на 1,6% меньше, чем в 2012 г.), в I квартале 2014 г. - 23,6% ($1,7 млрд, на 11% меньше, чем годом раньше), сообщил Петростат.

Помимо грузов рефрижераторных судов, которые администрация порта считает отдельно, часть грузов приходит в рефрижераторных контейнерах, их перевалкой занимаются в основном терминалы «Петролеспорта» (ПЛП) и Первого контейнерного терминала (ПКТ), оба входят в группу Global Ports, отмечает стивидор. Общая мощность двух терминалов - 2,2 млн TEU в год, в прошлом году все семь терминалов Global Ports были загружены на 70%, следует из данных компании.

Делать выводы о том, как повлияют продовольственные санкции на перевалку, преждевременно, отметила представитель Global Ports. Многое зависит от того, как будут выстраивать свою логистику ритейлеры, не исключено, что появятся грузы из Южной Америки, добавляет она. Global Ports - крупнейший стивидор по обороту рефрижераторных контейнеров в Петербурге, говорят четверо опрошенных «Ведомостями» аналитиков. Один из них оценил долю рефрижераторных грузов в обороте петербургских терминалов Global Ports в 10%, из них импорт из стран, подпавших под санкции, - не больше половины.

Годовая перевалка рефрижераторных грузов в Большом порту Санкт-Петербург составляет около 6 млн т, из них 4 млн т - в контейнерах, до 90% этого объема приходится на ПЛП и ПКТ, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Еще 3-4 млн т продовольствия приходило фурами из Европы, этот объем в ближайшие полгода, пока не появится альтернатива на внутреннем рынке, будет приходить из Латинской Америки и Африки морем, это 200 000-250 000 TEU, добавляет он. Один рефрижераторный контейнер в выручке дает столько же, сколько 4-5 обычных, отмечает аналитик.

В долгосрочной перспективе клиенты будут находить других поставщиков, ситуация выправится, полагает топ-менеджер логистической компании. Практически вся импортная продукция, которая продается в сети «Диета-18», ввозилась морем, кроме европейской говядины и курицы, теперь компания ориентируется только на поставки морем, говорит Бернштейн. Импортную продукцию, на которую наложены санкции, сеть Spar на Северо-Западе планирует заменять импортом из Аргентины, Уругвая, Турции, частично - из Китая, Ирана, Израиля, Египта, говорит координатор проекта Spar на Северо-Западе Антон Беловецкий. На полную переориентацию уйдет порядка 40 дней, добавляет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать