АФК "Система": ущерб от продажи "Башнефти" должна возмещать Башкирия

Генпрокуратура в суде настаивает, что срок исковой давности для возврата акций "Башнефти" не истек
Е.Разумный/ Ведомости

Генпрокуратура считает, что срок исковой давности для возврата акций "Башнефти" не истек, сказала представитель Генпрокуратуры на заседании суда по делу "Башнефти" Юлия Малышева. В то же время Генпрокуратура оставила прежними требования по иску к АФК "Система" о возврате этих акций в госсобственность. Эта новость вызвала рост котировок акций АФК "Система" на Московской бирже (на 10% до 15,29 руб. за бумагу) и "Башнефти" (на 3,5%). Представитель АФК в суде заявил, что ущерб государству должна возмещать Башкирия.

Иск об истребовании акций нефтяной компании в пользу государства первый заместитель генпрокурора подал к АФК «Система», ее «дочке» «Система-инвесту», «Башнефти» и ее регистратору ОАО «Реестр» в конце сентября. Речь идет о 81,6% обыкновенных и 20,9% привилегированных акций «Башнефти», принадлежащих «Системе» и «Система-инвесту». 25 сентября суд наложил арест на эти акции.

Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, но это время считается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права, говорит представитель Генпрокуратуры на заседании суда. По мнению ведомства, нарушение права собственника носит длящийся и меняющийся характер, соответственно, каждый следующий приобретатель не становился законным приобретателем. АФК "Система" и "Система-инвест" приобрели акции в 2005 и 2009 гг., 10 лет не прошло, срок давности не нарушен, отметила представитель ведомства на заседании суда.

Представитель АФК на суде заявил, что акции никогда не находились ни во владении, ни в собственности государства, соответственно их нельзя вернуть. Кроме того, другие собственники владели имуществом до АФК больше 15 лет, и сроки давности истекли уже тогда. АФК исходила из законных прав на акции предыдущих владельцев, соответственно приобрела их законно, сказал представитель компании.

"Если Генпрокуратура считает, что продажей акций "Башнефти" по решению правительства Башкирии был причинен ущерб, то пусть с него и требуют ущерб", - заявил он в Арбитражном суде Москвы. По его мнению, Генпрокуратура может истребовать по иску не 71% акций, а максимум 38%, так как большая часть акций передавалась рабочим безвозмездно, а жителям региона - по льготным ценам. "Поэтому прокуратура может претендовать на 30-38% акций, иначе это можно считать деприватизацией акций", - сказал он.

Имущество Башнефти не является тем имуществом, которое по мнению генпрокуратуры было незаконно изъято из собственности государства . Сейчас в собственности Башнефти гораздо больше активов, чем было на момент приватизации. Законодательство Республики Башкортостан в течение 20 лет не подвергались сомнению, АФК "Система" руководствовалась им. Странно, что компания должна была знать о нарушениях в законодательстве, а генпрокуратура, антимонопольные органы и другие ведомства об этом не знали, заявил в суде представитель "Системы".

После заявлений сторон в суде был объявлен перерыв до 14.00.

Распоряжение акциями «произведено в нарушение процедуры приватизации государственной собственности помимо воли Российской Федерации», говорилось в сообщении Генпрокуратуры.

Фактически же Генпрокуратура оспаривает события более чем 20-летней давности. Дело в том, что бывший президент Башкирии Муртаза Рахимов еще в 1992 г. приостановил действие указа первого президента России Бориса Ельцина, по которому в федеральной собственности должны были быть закреплены по 38% акций в 28 башкирских компаниях, включая «Башнефть», говорится в отчете Счетной палаты от 2004 г. В этом же документе аудиторы описали, как в 1994-2000 гг. эти активы были объединены в компании, принадлежащие региону, а в 2002-2003 гг. приватизированы. Сразу после публикации отчета было возбуждено уголовное дело, но тогда найти виновных не удалось.

Дело против крупнейшего совладельца «Системы» Владимира Евтушенкова и бывшего бенефициара предприятий башкирского ТЭКа Урала Рахимова уже расследуется. Рахимов обвиняется в хищении и легализации акций «Башнефти», Евтушенков - в легализации средств или имущества, приобретенных другими лицами, он находится под домашним арестом.