РЖД: доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках до 2030 года сократится на 2%

Доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках до 2030 г. сократится на 2%, опасается монополия. Эксперты полагают, что снижение будет больше
РЖД хочет удержать дорогие грузы/ Е. Разумный/ Ведомости

Конкурировать с трубопроводным транспортом РЖД вряд ли сможет - он всегда был дешевле, отмечает Бурмистров. Например, за транспортировку нефтепродуктов на экспорт с Самарского НПЗ до порта Новороссийск «Роснефть» платила в 2013 г. 850 руб. за тонну, тогда как за железнодорожную перевозку из Самары до порта Туапсе (расстояние примерно то же, что и до Новороссийска) - 2070 руб. за тонну, говорится в материалах нефтяной компании. Стоимость трубопроводной перевозки в этом году не изменилась, а железнодорожной - выросла до 2250 руб. за тонну.

Доля монополии на рынке грузоперевозок к 2030 г. сократится до 83% с нынешних 85%, а автотранспорта - увеличится до 11% (см. график), говорится в стратегии развития РЖД до 2030 г. Монополия теряет высокодоходные грузы: нефть и нефтепродукты переключаются на трубопроводный транспорт, а контейнеры, стройматериалы, лес и др. - на автотранспорт, следует из документа. «Перераспределение высокодоходных грузов между видами транспорта повлечет снижение рентабельности основной деятельности РЖД», - отмечает монополия.

Какой объем грузов ежегодно уходит на автотранспорт, РЖД не раскрывает. По оценке гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, речь может идти о 2-3% от общего числа перевозимых по железной дороге грузов. В 2013 г. погрузка на РЖД была 1,37 млрд т. При этом перевозка нефти и нефтепродуктов по железной дороге в 2013 г. сократилась на 3,1% до 250,3 млн т, сообщала монополия.

«Автотранспорт все более активно начинает принимать участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается», - признает РЖД в своем отчете по РСБУ за III квартал. РЖД объясняет эту тенденцию меньшей по сравнению с железной дорогой финансовой нагрузкой - монополия за свой счет развивает пути общего пользования (инвестпрограмма компании до 2020 г. - 2,8 трлн руб.), а автоперевозчики - нет, за них дороги строит государство. Кроме того, тарифы на автоперевозку не регулируются, отмечает представитель РЖД.

Уступать автотранспорту РЖД не намерена. К 2030 г. она планирует усилить позиции в транспортно-логистическом сегменте. Монополия планирует предоставлять услугу перевозок «от двери до двери» (сейчас это конкурентное преимущество автоперевозчиков), следует из стратегии РЖД. Компания намерена до 2030 г. потратить на это 1,7 трлн руб. На что конкретно пойдут средства, представитель РЖД не поясняет.

Снижение доли РЖД на рынке перевозок грузов к 2030 г. может быть и больше 2%, полагает Бурмистров. «Чем больше растет тариф РЖД, тем больше компания как перевозчик становится неконкурентоспособной. Например, с 2011 г. стоимость железнодорожной перевозки выросла на 22%, а автоперевозки - снизилась на 7-8%», - отмечает эксперт.