Статья опубликована в № 3732 от 08.12.2014 под заголовком: Фонд будущих гипермаркетов

РФПИ может помочь ритейлу в строительстве гипермаркетов

У розничных сетей гипермаркетов сложности с финансированием строительства магазинов, которые откроются через 2-3 года. Партнером сетей может стать РФПИ
Гипермаркеты, которые откроются в 2016-2017 гг., нужно финансировать уже сейчас
Е. Разумный / Ведомости
Сколько стоит магазин. 20-22

млн евро таковы средние инвестиции в каждый новый торговый центр Metro Cash & Carry в России, сообщала сама германская розничная компания

800

млн руб. в такую сумму оценила розничная сеть «Ашан» инвестиции в открытие своего гипермаркета в торговом центре «Авиапарк»

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) обсуждает с крупными сетями гипермаркетов финансирование строительства новых магазинов, рассказали «Ведомостям» два участника переговоров. Крупные форматы требуют масштабного финансирования, а сейчас привлекать кредиты довольно сложно, говорит один из них: «Поэтому обсуждается создание партнерства фонда, девелопера и ритейлера, последний получит построенный по такой схеме торговый объект в долгосрочную аренду. Схема распространена в Европе и почти не используется в России». Схема обсуждается с зарубежными и публичными ритейлерами, знает он, но не говорит, с какими именно.

По словам другого участника переговоров, сотрудничество с РФПИ обсуждал, в частности, третий по выручке ритейлер в России - «Ашан», но пока все на стадии обсуждения. В «Ашане» отказались от комментариев, представитель РФПИ сообщил, что в настоящее время фонд не рассматривает участие в таких проектах.

Но человек, знакомый с планами «Ашана», сказал, что сейчас сеть гипермаркетов обсуждает различные проекты, где она могла бы участвовать в совместной собственности. В сентябре представитель «Ашана» говорил, что компания искала партнера для производства продуктов питания.

Сейчас круг участников, с которыми ритейлер ведет переговоры, расширился: у старых партнеров появились сложности с финансированием, знает человек, знакомый с планами «Ашана». «Сложности у всех, банки девелоперам выдают кредиты крайне неохотно. А строительство торгового центра занимает 2-3 года. Чтобы открывать магазины в 2016-2017 гг., надо уже сейчас решать, где будет площадка, какова будет форма собственности и т. д.», - перечисляет он.

Год назад «Ашан» заявлял, что его цель - открывать в среднем по 10 гипермаркетов в год в России; в 2015 г. французский ритейлер планирует открыть 7-12 магазинов.

У других сетей крупного формата также серьезные планы: например, «Магнит» в 2015 г. может открыть около 100 гипермаркетов - против 90 в 2014 г.

Среди публичных ритейлеров самая высокая долговая нагрузка, наибольшая зависимость от кредитов и самые амбициозные цели роста на ближайшие три года - у «Ленты», говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Долговая нагрузка «Ленты» сейчас на комфортном уровне, отношение чистого долга к EBITDA - менее 3, но вероятный рост кредитных ставок на рынке может угрожать финансированию строительства в среднесрочной перспективе, объясняет Колупаева.

До ухудшения экономической ситуации в России, при дешевых деньгах, ритейлерам было более выгодно иметь недвижимость в собственности, инвесторы это ценят, говорит топ-менеджер одной из сетей гипермаркетов. Но в сегодняшней ситуации надо смотреть и на другие варианты и партнерство с фондом и девелоперами может быть интересно для крупноформатной розницы, продолжает топ-менеджер: «Если РФПИ готов финансировать такие проекты при приемлемых для компаний арендных ставках, то это было бы привлекательно». Ситуация с финансированием сейчас очень плохая, ставки растут, в банках нет финансирования не только в долларах, но и в рублях, сетует он.

«Ашан» в России хорошо зарабатывает, темпы развития у этой розничной сети умеренные, ей явно хватает свободного денежного потока, чтобы наращивать сеть, и поэтому не ясно, зачем «Ашану» может понадобиться финансирование фондов, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Выручка ООО «Ашан» в 2013 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», выросла на 15% и составила 267,725 млрд руб., чистая прибыль - на 8,5% и достигла 10,95 млрд руб.

Соглашение розничной сети, РФПИ и девелопера - это, по сути, обычное финансирование девелопмента, до сих пор подобные схемы работали только для строительства складов для ритейла, продолжает Кривошапко. Такая инвестиция вряд ли принесет РФПИ сумасшедшую доходность, рассуждает он: «В таких проектах арендная доходность обычно около 12-13%. Это вообще не доходность для фонда прямых инвестиций, его доходность должна быть 30%».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать