Европейские компании страдают от обесценения рубля

Потери могут понести компании из разных отраслей, включая BP, Shell, Danone, Renault, LVMH
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А.Махонин / Ведомости

Обвал рубля во вторник и возможность радикальной реакции на это российского правительства усилили беспокойство европейских компаний, активно работающих на российском рынке.

Автопроизводители, нефтяные компании, банки и производители предметов роскоши понесут серьезные потери, если финансовая и экономическая ситуация в России не стабилизируется. Они потратили годы на развитие бизнеса в нефтезависимой российской экономике. Но если в последние месяцы западные санкции и экономические проблемы России негативно сказывались на их продажах, то падение курса рубля в последнее время, если оно не остановится, может резко усугубить ситуацию.

Экономические проблемы России уже «ограничили рост» итальянского производителя предметов роскоши Salvatore Ferragamo, говорил в ноябре ее финансовый директор Эрнесто Греко. Он отметил, что для компании важен бизнес по продаже парфюмерных изделий в России и на Украине. А итальянские компании из пищевой отрасли рассчитывали, что российский рынок будет для них источником роста в ближайшие годы, отмечает аналитик консалтинговой компании Nomisma Дэнис Пантини, их продажи в России ежегодно росли более чем на 10%.

Курс рубля во вторник рухнул более чем на 12% после того, как Банк России ночью повысил процентную ставку с 10,5 до 17%. Из-за этого подешевели акции ряда европейских компаний из разных отраслей, связанных с российским рынком. Но после того, как министр экономического развития Алексей Улюкаев исключил введение валютного контроля, курс рубля и котировки многих акций восстановились.

Британской BP принадлежит почти 20% госкомпании «Роснефть»; последняя в июле выплатила BP годовые дивиденды в размере $693 млн. В случае введения некоторых форм валютного контроля эти платежи могут «застрять» в России. Это нанесло бы серьезный удар по финансовой позиции BP, учитывая падение цен на нефть и то, что ей, возможно, придется потратить дополнительно миллиарды долларов в США на выплату компенсаций после аварии в Мексиканском заливе в 2010 г. Как отмечает аналитик Bernstein Research Иэн Пайл, из-за резкого падения курса рубля BP может быть вынуждена снизить стоимость своей доли в «Роснефти».

У Royal Dutch Shell есть доли в двух российских проектах, которые могут пострадать из-за ограничений на движение капитала. Shell принадлежит 27,5% Sakhalin Energy, оператора газового проекта «Сахалин-2», а также 50% в компании «Салым петролеум девелопмент Н.В.», которая в 2013 г. добывала 145 000 баррелей нефтяного эквивалента в день.

Представители Shell и BP отказались комментировать, как пострадает их прибыль из-за ситуации в России.

На долю российского рынка приходится 11% выручки французской Danone. Россия - ее крупнейший рынок, где находятся 24 завода и работают 13 000 сотрудников. В октябре финансовый директор Danone Пьер-Андре Терисс назвал тренды продаж в III квартале в России «солидными», несмотря на сложную обстановку. Однако ситуация на потребительском рынке заметно изменилась с тех пор, как год назад курс рубля начал снижаться. Продажи в верхнем ценовом сегменте, включая Actimel, продолжили расти, но более дешевой молочной продукции - ухудшились. В компании говорили, что работают над адаптированием линейки товаров к новому тренду. Но связаться с представителем Danone, чтобы она прокомментировала возможное влияние недавнего падения курса рубля на компанию, не удалось.

Альянс Renault-Nissan владеет «АвтоВАЗом», крупнейшим автопроизводителем России, и в отличие от других зарубежных компаний продолжает связывать с российским авторынком большие надежды. Ранее на этой неделе альянс заявил, что создаст новое совместное предприятие с «АвтоВАЗом» для закупок автозапчастей для своих брендов в России.

В ноябре, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России уменьшились только на 1% по сравнению с ноябрем 2013 г.: россияне бросились покупать иномарки до того, как курс рубля снизится еще больше. Особенно выросли продажи люксовых автомобилей. Например, у Porsche они подскочили на 55%.

Россия - важный рынок и для производителей предметов роскоши. LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton и Kering много инвестировали в строительство похожих на музеи магазинов в Москве и других российских городах, чтобы угодить покупателям сумочек Louis Vuitton и товаров Gucci. Из-за геополитического кризиса на Украине российские туристы стали меньше ездить за границу, об этом, в частности, говорил аналитикам финансовый директор Kering Жан-Марк Дюпле. Поэтому компании надеялись компенсировать это ростом продаж в России. В Kering от комментариев отказались, а связаться с представителем LVMH не удалось.

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more