Renault-Nissan и «АвтоВАЗ» начнут совместные закупки с 2015 года


Совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил продажу 50%-ной доли в ООО «Совместная закупочная организация» (СЗО) партнеру по СП - альянсу Renault-Nissan: 49% получит закупочная компания Renault-Nissan Purchasing Organization (RNPO), еще 1% - Renault, сообщил в среду «АвтоВАЗ». Представитель альянса не стал это комментировать, представитель «АвтоВАЗа» на вопросы "Ведомостей" не ответил.

СЗО была первым этапом процесса объединения закупок компонентов и оборудования для производства автомобилей в России, чтобы добиться более выгодных цен за счет эффекта масштаба, объясняет человек, близкий к одному из участников альянса. Эта структура вела переговоры с поставщиками, но не заключала с ними контракты - это делали сами автопроизводители (об этом говорит и один из поставщиков альянса). По словам источника «Ведомостей», такие права появятся у новой совместной закупочной компании - Avtovaz Renault Nissan Purchasing Organization (ARNPO), где у «АвтоВАЗа» также будет доля (распределение долей и место регистрации не раскрывается). Предполагается, что новая структура заработает в начале 2015 г., уточняет он. По его словам, основная идея остается прежней - объединение закупок комплектующих и оснастки для производства моделей «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan в России.

Консолидированные закупки, позволяющие сократить издержки, практикуют все альянсы, комментирует исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин. Но альянсу для перехода на этот механизм в России, где автокомпонентная отрасль не так развита, как за рубежом, видимо, нужен был переходный период, считает он.

Для Renault-Nissan и «АвтоВАЗа» консолидация закупок особенно выгодна из-за использования унифицированных платформ, продолжает Блохин. К примеру, платформу альянса имеет Lada Largus, ее будет использовать и Lada Xray, а на вазовской платформе разработан Datsun on-Do, выпускаемый в Тольятти. Консолидация выгодна и производителям комплектующих, поскольку дает гарантии закупок и обеспечивает нужный объем, подчеркивает Блохин.

Предполагаемый эффект от совместной закупки не раскрывается. RNPO в 2012 г. принесла альянсу экономию в размере 851 млн евро, сообщали в прошлом году компании. «АвтоВАЗ» в 2014 г. на закупку комплектующих у производителей, работающих в России, потратил около 90 млрд руб., по данным компании. С импортом закупки составляют более 100 млрд руб., по оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова. Общие закупки комплектующих «АвтоВАЗом» и альянсом для выпуска машин в России могут составлять около 200 млрд руб. и будут расти по мере увеличения производства моделей в нашей стране, прежде всего альянса Renault-Nissan и автомобилей на их базе, а также уровня их локализации, предполагает он. «Это поможет получать более интересные цены», - соглашается Беспалов.