Каким отраслям помогут, а каким - помешают новые правила для беспилотников в США

Ограничения затрудняют использование дронов для доставки грузов и около аэропортов
David Paul Morris/ Bloomberg

Правила по коммерческому использованию беспилотников, предложенные властями США, позволят активно использовать эти устройства, в частности, в киноиндустрии, сельском хозяйстве и строительстве. Однако представители ряда отраслей разочарованы: предлагаемые нормы фактически блокируют применение дронов, например, при доставке товаров. Между тем, такие компании, как Amazon и Deutsche Post DHL, планировали активно развивать это направление бизнеса.

Представители отрасли беспокоились, что Федеральное управление гражданской авиации (FAA) будет классифицировать дроны как пилотируемые самолеты. В этом случае их производителям пришлось бы получать дорогие сертификаты, а операторам - полные лицензии пилотов. Но FAA предлагает установить более простые правила. Для получения сертификата FAA операторам понадобится сдать письменный экзамен. Также использовать дроны можно будет только в дневное время, на высоте не выше 150 метров, их скорость не должна превышать 160 км/ч, и они должны всегда находиться в видимости оператора.

Предложенные правила не окончательны. В течение 60 дней FAA будет изучать общественное мнение. Ожидается, что окончательно они будут сформулированы в конце следующего года.

Правила оказались «гораздо прогрессивнее, чем ожидалось», отмечает Майкл Дробак, исполнительный директор ассоциации производителей беспилотников Small UAV Coalition. Тем не менее, признает он, некоторые из них негативно скажутся на будущем отрасли.

Против предложенных правил уже высказалась Amazon. В компании считают, что они не позволят осуществлять в США ее программу Prime Air по доставке товаров с помощью беспилотников.

Предложения FAA не касаются беспилотников, использующихся для доставки, указывают в ведомстве, аппаратам c «грузом на внешней подвеске», возможно, потребуется сертификат FAA. Компаниям будет разрешено тестировать дроны, несущие груз, по предложенным правилам, «они не смогут доставлять их за оплату; они не смогут доставлять их для кого-нибудь другого», заявил Марк Бари, помощник главного юрисконсульта FAA.

Ограниченный срок работы аккумуляторов и имеющиеся проблемы с доставкой грузов на дальние расстояния означают, что систематическое использование беспилотников для этих целей пока невозможно. Но компании активно разрабатывают соответствующие технологии и заявляют, что они будут готовы в ближайшие несколько лет.

Использование беспилотников в сельском хозяйстве может получить бурное развитие, хотя предложенные FAA ограничения позволят управлению блокировать движение дрона, если он пролетит «над одиноким фермером, едущем на тракторе в середине поля на 100 акров где-нибудь в Айове», отмечает Тед Эллетт, бывший главный юрисконсульт FAA. Его и других экспертов также беспокоит требование к операторам запрашивать разрешение на полеты дронов около аэропортов у их диспетчерских служб, что осложнит их использование в ряде городских и пригородных районов. Частным пилотируемым самолетам, летающим в таких зонах, не требуется разрешение диспетчерских служб на взлет. В FAA говорят, что в последние годы управление получило десятки сообщений о том, что беспилотники пролетали слишком близко от самолетов, и планируют разделить движение дронов и пилотируемых судов.

Новые правила позволяют осуществлять подавляющее большинство коммерческих операций с дронами, которые технически возможны на сегодняшний день, указывает Крис Андерсон, гендиректор производителя дронов 3D Robotics. Кроме того, регулирование окончательно сделает индустрию дронов легитимной и приведет к ее быстрому развитию, считает он. Главное, что не требуется сертификация воздушных судов, полные лицензии пилотов и «другие вещи, которые стали бы барьерами для инноваций», утверждает Андерсон. «Все, что я хотел, - получить песочницу, где мы могли бы заниматься инновациями. Мы ее получили, и полагаю, в будущем вы увидите всплеск креативности, энергии и инвестиций в этой области», - говорит он..

Перевел Алексей Невельский